Международные отношения являются одним из наиболее популярных и перспективных направлений подготовки, по которым осуществляется обучение в университете. Студенческая Олимпиада по профилю «Международные отношения» позволит студентам и выпускникам образовательных учреждений высшего образования, которые заинтересованы в продолжении обучения в магистратуре и аспирантуре СПбГУ и планируют строить свою профессиональную или научную карьеру в сфере международных отношений, потренироваться в проведении исследовательской работы, познакомиться с основными направлениями исследований в данной сфере и с научными интересами своих молодых коллег. Структура Олимпиады совмещает задания, нацеленные на проверку исследовательских навыков (эссе), и на проверку знаний и широту научного кругозора участников (письменный ответ на предложенный вопрос), что позволит выявить наиболее талантливых и достойных специалистов в данной сфере.

 


Особенности проведения Олимпиады

 

График проведения

Отборочный этап проводится в заочной форме в период с 23 ноября 2016 года по 9 марта 2017 года.

Заключительный этап проводится в очной форме в период с 1 апреля 2017 года по 30 июня 2017 года.

 


Отборочный этап

Для участия в отборочном этапе необходим доступ к дистанционной системе проведения Олимпиады, которая используется для загрузки конкурсных работ. Доступ осуществляется либо по данным единой учётной записи пользователя СПбГУ (для студентов СПбГУ) либо посредством данных учетной записи, предоставленных при регистрации.

Отборочный этап проходит в форме конкурса эссе.

При написании эссе участник Олимпиады может выбрать любую из тем перечня тем эссе либо сформулировать тему самостоятельно в рамках одного из утверждённых методической комиссией разделов примерного перечня тем эссе.


Перечень тем:

(для бакалавриата и магистратуры)

  • "Народный" ислам в Цетральной Азии и на Северном Кавказе: сравнительный анализ. "Unscriptual" (Volk) Islam in Central Asia and the North Caucasus: A Comparative Analysis.
  • В 2015 г. Джастин Трюдо стал новым премьер-министром Канады. Какие последствия это может иметь для российско-канадских отношений?
  • В 2015 году Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия создали Евразийский экономический союз. По Вашему мнению, каковы основные причины экономической интеграции в Евразии?
  • В 2015 году более миллиона беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки прибыли в страны Европейского Союза. По Вашему мнению, каковы основные последствия этого для отдельных стран ЕС и для Евросоюза в целом?
  • В 2015 году Маурисио Макри был избран президентом Аргентины. Каковы, на Ваш взгляд, последствия этого события для левого движения в странах Латинской Америки и во всем мире?
  • В 2015 году на Парижской конференции по климату ведущие державы мира вновь заявили о необходимости объединить усилия ради противодействия глобальному изменению климата и преодоления его последствий. По Вашему мнению, какие последствия глобального изменения климата являются наиболее важными?
  • В 2015 году на парламентских выборах в Великобритании Консервативная партия получила большинство мест в палате общин. Какие основные последствия, на Ваш взгляд, имели такие результаты выборов для Великобритании и всего Европейского Союза?
  • В 2015 году объемы экономик США и Китая сравнялись, а военный потенциал Китая составил половину от американского. По Вашему мнению, каковы могут быть последствия этих изменений для стран Юго-Восточной Азии?
  • В 2015 году террористы уничтожили в Египте самолет с российскими гражданами на борту. По Вашему мнению, какие особенности современного терроризма делают борьбу с ним столь сложной задачей?
  • В современных международных отношениях все большую роль играют несуверенные акторы / не-центральные правительства (регионы, штаты, провинции, города, муниципалитеты). Можно ли рассматривать это как положительное явление, открывающее новые возможности для международного сотрудничества, или это угроза территориальной целостности и суверенитету наций-государств?  
  • Государства, не имеющие доступа к морю, в системе международных отношений.
  • Изменение климата и малые островные государства.
  • Место регионов Российской Федерации во внешней политике страны.
  • Место фабрик мысли (think tanks) в экспертном сопровождении процесса принятия внешнеполитических решений.
  • Органы межпарламентского сотрудничества (ассамблеи) в международных организациях: для чего они нужны?
  • Основные аспекты реформы избирательной системы США на современном этапе.
  • Перспективы внедрения интернет-голосования в России.
  • Перспективы международного признания новых независимых государств.
  • Пиратские партии в европейской политике.
  • Политика памяти (историческая политика) в Армении и Грузии: сравнительный анализ. The politics of memory in the Republics of Armenia and Georgia: A Comparative Analysis.
  • Почему экономики мира так и не перешли на возобновляемые источники энергии?
  • Проблема Западной Сахары и пути ее решения.
  • Проект КНР «Экономический пояс Шелкового пути» и интересы России.
  • Результаты голосования на песенных конкурсах «Евровидение» и культурная карта Европы.
  • Российско-арабские отношения после «арабской весны»: традиции и инновации.
  • Российское направление внешней политики Канады в начале 21 века: подходы консервативной и либеральной партий.
  • Санкции как инструмент внешней политики: оценки целесообразности и эффективности.
  • Существуют ли пределы расширения ООН?
  • Україна - це Європа? Конструирование национальной идентичности в школьном историческом образовании в Украине: 1990-е - начало XXI в.
  • Фактор возобновляемых источников энергии в развитии отношений России и Европейского союза.

 

 С требованиями, предъявляемыми к оформлению и содержанию, а также с критериями оценивания Вы можете ознакомиться здесь.

Эссе может быть написано на русском или на английском языке.

Результаты отборочного этапа олимпиады публикуются в срок до 25 марта 2017 года.

 


Заключительный этап

К участию в заключительном этапе допускаются участники отборочного этапа, набравшие не менее 50 баллов по результатам проводимых испытаний.

По решению оргкомитета к участию в заключительном этапе Олимпиады могут быть допущены победители и призёры III (всероссийского) и II (регионального) этапов студенческой олимпиады, международных олимпиад, соответствующих научной области, на основании письменного заявления от участника на имя председателя оргкомитета. Форму заявления Вы можете скачать здесь. Шаблон необходимо распечатать или переписать от руки, заполнить, сфотографировать или отсканировать и отправить на адрес электронной почты Олимпиады (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) вместе с подтверждающими документами.

Заключительный этап включает:

1) публичную защиту эссе, представленного на отборочном этапе

2) дополнительное письменное испытание

Защита эссе

Проходит в форме публичного доклада продолжительностью 10 минут. Время, отведённое для выступления, может быть скорректировано в зависимости от количества участников.

В докладе должны быть раскрыты цели и задачи исследования, методы, использованные материалы, должны быть описаны основные результаты работы, сформулированы выводы. Возможно отражение в докладе дополнительных результатов исследования, не представленных в эссе.

Доклад может сопровождаться презентацией, выполненной в PowerPoint. Также автор вправе подготовить раздаточные материалы.

Защита проходит перед жюри, в состав которого входит не менее 3 человек.

После доклада участник отвечает на вопросы жюри по теме и содержанию доклада.

 

Максимальное количество баллов, которое участник может получить на защите работы, не может быть более 50 баллов.

Оценка выступления:

Оценка отдельных элементов защиты

Баллы

1. Глубина проработанности проблемы, оригинальность и новизна представляемого проекта, соответствие предлагаемого решения проблемы сформулированным задачам и гипотезам, использование современных, в том числе иностранных литературных источников, владение современными социологическими теориями и методологическими подходами, оригинальность и новизна полученных результатов. Самостоятельность исследования.

2. Обоснованная и аргументированная программа исследовательского проекта, чёткость и логичность формулировки научной проблемы и цели исследования, отсутствие логических ошибок, обоснованность выдвигаемых гипотез и их соответствие заявленной цели проекта, соблюдение внутренней логики исследования, соответствие предполагаемых методов обработки эмпирических данных и статистического анализа данных гипотезам и характеру данных.

5–20 баллов

3. Умение публично представлять результаты своей научной деятельности, умение излагать и отстаивать свою точку зрения, степень аргументации своей позиции, грамотность речи, использование профессионального языка.

2–10 баллов

4. Ориентация в актуальных проблемах и задачах профессиональной области и профессионального сообщества, знание современных достижений науки и образования, умение работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках, способность использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач.

5. Полнота ответов на вопросы, умение сопоставить свои данные с результатами уже имеющихся исследований, умение сформулировать ограничения экстраполяции результатов собственного исследования и перспективы дальнейших исследований по представленной теме, умение сформулировать перспективы дальнейшего использования полученных результатов.

5–20 баллов

Максимальное количество баллов, которое участник может получить за защиту эссе

50 баллов

 

Дополнительное письменное испытание

Дополнительное письменное испытание включает тестовые задания и задания, предполагающие развернутый письменный ответ на вопросы.

Список тем и критерии оценивания дополнительного письменного испытания будут размещены на сайте за три дня до даты проведения заключительного этапа.

Общая сумма баллов, которую участник может получить по результатам дополнительного письменного испытания, не может превышать 50 баллов.

 


Определение победителей и призёров заключительного этапа

Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады признаются победителями и призёрами олимпиады.

Победителями Олимпиады признаются 5 участников, набравшие наивысшее количество баллов на заключительном этапе.

Призёрами Олимпиады признаются участники, набравшие не менее 75 баллов по результатам заключительного этапа, при этом количество призёров не может быть больше 50 % от числа всех участников Олимпиады.

 

При равенстве баллов, полученных на заключительном этапе Олимпиады, при составлении рейтинга будут учитываться результаты отборочного этапа. 

 


Контактная информация

Написать координатору Олимпиады по международным отношениям: ir.psrs@spbu.ru