Целью высшего образования является как получение фактических знаний, так и развитие исследовательских способностей. Олимпиада по истории искусств призвана дать возможность талантливым студентам, которые планируют поступать в магистратуру или аспирантуру и заниматься научной деятельностью, продемонстрировать способность к проведению самостоятельных исследований, способность писать, структурировать и оформлять научную работу, а также показать широту своих знаний в сфере истории искусств, владение основными навыками и умениями, которыми должен обладать учёный в сфере истории искусств.

Особенности проведения Олимпиады

Отборочный этап

Отборочный этап проходит дистанционно в период с 1 ноября 2023 года по 26 февраля 2024 года.

После регистрации работу можно загрузить в любое время до 23:59 (по московскому времени) 26 февраля 2024 года. Работы, предоставленные позднее, не будут направлены на проверку Жюри.

Участники должны написать и представить исследовательскую работу в рамках одного из предложенных тематических направлений. При этом участник должен самостоятельно сформулировать в рамках избранного направления тему, соответствующую требованиям научной новизны и актуальности. Работа должна продемонстрировать владение автором навыками анализа произведений искусства, способность определять сущностные черты явлений, их причинно-следственные связи, осмысление общих проблем искусствоведения, в частности философии и методологии истории искусства, источниковедения и историографии.

Тематические направления

для обучающихся и выпускников программ бакалавриата, не обучающихся по программам специалитета и магистратуры и не имеющих диплом специалиста или магистра:

  1. 850 лет церкви Спаса на Ильине в Великом Новгороде: памятники древнерусской архитектуры после монгольского нашествия (конец XIII – XV вв.)
  2. К 250-летию К.Д. Фридриха (1774–1840): западноевропейский пейзаж эпохи романтизма.
  3. К 200-летию А. П. Боголюбова (1824–1896): пейзажная живопись в собраниях региональных музеев.
  4. К 100-летию учреждения Палехской артели древней живописи (1924–2024): русская лаковая миниатюра — история и современность.
  5. Памятники древнерусской церковной утвари: мастера и заказчики.
  6. Детские портреты в западноевропейской живописи XVI–XVIII вв.
  7. Анималистический жанр в западноевропейском искусстве XVII–XVIII вв.
  8. Натюрморт в русской живописи XVIII – нач. XX вв.
  9. Проблема конного монумента в отечественном искусстве.
  10. Мотивы и образы народного искусства в творчестве русских художников XIX – начала ХХ в.
  11. Репрезентация монарха и членов его семьи в изобразительном искусстве: иконография и стилистика как средства воплощения идей.
  12. Творчество нонконформистов.

б) для обучающихся и выпускников программ специалитета и магистратуры:

  1. Древнерусское искусство и Западная Европа: проблема художественного взаимодействия.
  2. Времена года в западноевропейском пейзаже XV – XIX вв.
  3. Ветхозаветные сюжеты в западноевропейской живописи XVI – XVII вв.
  4. Мастера западноевропейской гравюры XVI – XVII вв.
  5. Становление системы академического художественного образования в Западной Европе XVI – XVIII вв.
  6. Проблема региональных школ в русском зодчестве XVI – XVIII вв.
  7. Россика в миниатюре XVIII века.
  8. Мирискусники и XVIII век.
  9. К 200-летию В. В. Стасова (1824–1906): русское искусство XIX – начала ХХ в. глазами современников.
  10. Становление реставрации памятников архитектуры в России: 1880–1910-е гг.
  11. Женщины-художницы в советском искусстве.
  12. Декоративно-прикладное искусство: иконографические источники и стилистика.

Общий объем работы не должен превышать 25 000 печатных знаков (учитывая пробелы, сноски, список литературы). Текст, превышающий указанное количество знаков, не проверяется, автору ставится 0 баллов по итогам отборочного этапа.

Критерии оценивания работ отборочного этапа

Критерии оценивания

Максимальный балл

Актуальность и научная новизна темы

5

Знание научной литературы по теме, наличие ссылок на русскоязычные и зарубежные источники

5

Последовательность и логичность изложения позиции

10

Содержательность работы, глубина проведенного анализа,

научная новизна, глубина, корректность выводов

20

Оформление работы, ссылок, списка литературы 

5

Грамотность, соблюдение правил научного стиля

5

Максимальная сумма баллов

50

 

Окончательные результаты отборочного этапа Олимпиады публикуются на сайте не позднее 29 марта 2024 года.

 

Заключительный этап

Расписание проведения заключительного этапа утверждается Оргкомитетом Олимпиады и размещается не позднее 18 марта 2024 года.

Заключительный этап проходит в очной форме с применением дистанционных технологий и представляет собой публичную защиту работ, представленных на отборочном этапе.

В докладе следует раскрыть цели и задачи исследования, методы и использованные материалы. Должны быть описаны основные результаты работы, сформулированы обобщённые выводы (заключение).

 

Критерии оценивания защиты работы

Критерии оценивания

Максимальный балл

Отражение в докладе содержания работы: последовательность изложения, содержательность работы, глубина проведенного анализа, ясность аргументации, научная новизна и весомость выводов

15

Преподнесение материала: ораторское мастерство, стиль изложения, стиль ведения научной дискуссии, громкость, темп речи

10

Оформление презентации: использование иллюстраций в объеме, необходимом и достаточном для раскрытия темы, корректность оформления подписей к иллюстрациям, разумное соотношение тестов и иллюстративных слайдов, дизайн презентации

10

Владение темой, выявленное в ходе ответов на вопросы

15

Максимальная сумма баллов

50

 
Определение победителей и призеров Олимпиады

Итоговые результаты Олимпиады определяются путем суммирования баллов, полученных участником в ходе отборочного и заключительного этапов.

Победителями Олимпиады считаются первые три участника из соответствующей группы, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 85 баллов.

Призерами Олимпиады считаются следующие пять участников, из соответствующей группы, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 70.

Ранжирование участников в случае равенства суммы набранных баллов осуществляется в следующей последовательности:

  • по убыванию баллов, полученных по результатам отборочного этапа
  • при равенстве баллов, полученных по результатам отборочного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам заключительного этапа

 

Контактная информация

Написать координатору Олимпиады по истории искусств: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.