Целью высшего образования является как получение фактических знаний, так и развитие исследовательских способностей. Олимпиада по истории искусств призвана дать возможность талантливым студентам, которые планируют поступать в магистратуру или аспирантуру и заниматься научной деятельностью, продемонстрировать способность к проведению самостоятельных исследований, способность писать, структурировать и оформлять научную работу, а также показать широту своих знаний в сфере истории искусств, владение основными навыками и умениями, которыми должен обладать учёный в сфере истории искусств.
Особенности проведения Олимпиады
Отборочный этап
Отборочный этап проходит дистанционно в период с 1 ноября 2023 года по 26 февраля 2024 года.
После регистрации работу можно загрузить в любое время до 23:59 (по московскому времени) 26 февраля 2024 года. Работы, предоставленные позднее, не будут направлены на проверку Жюри.
Участники должны написать и представить исследовательскую работу в рамках одного из предложенных тематических направлений. При этом участник должен самостоятельно сформулировать в рамках избранного направления тему, соответствующую требованиям научной новизны и актуальности. Работа должна продемонстрировать владение автором навыками анализа произведений искусства, способность определять сущностные черты явлений, их причинно-следственные связи, осмысление общих проблем искусствоведения, в частности философии и методологии истории искусства, источниковедения и историографии.
Тематические направления
для обучающихся и выпускников программ бакалавриата, не обучающихся по программам специалитета и магистратуры и не имеющих диплом специалиста или магистра:
- 850 лет церкви Спаса на Ильине в Великом Новгороде: памятники древнерусской архитектуры после монгольского нашествия (конец XIII – XV вв.)
- К 250-летию К.Д. Фридриха (1774–1840): западноевропейский пейзаж эпохи романтизма.
- К 200-летию А. П. Боголюбова (1824–1896): пейзажная живопись в собраниях региональных музеев.
- К 100-летию учреждения Палехской артели древней живописи (1924–2024): русская лаковая миниатюра — история и современность.
- Памятники древнерусской церковной утвари: мастера и заказчики.
- Детские портреты в западноевропейской живописи XVI–XVIII вв.
- Анималистический жанр в западноевропейском искусстве XVII–XVIII вв.
- Натюрморт в русской живописи XVIII – нач. XX вв.
- Проблема конного монумента в отечественном искусстве.
- Мотивы и образы народного искусства в творчестве русских художников XIX – начала ХХ в.
- Репрезентация монарха и членов его семьи в изобразительном искусстве: иконография и стилистика как средства воплощения идей.
- Творчество нонконформистов.
б) для обучающихся и выпускников программ специалитета и магистратуры:
- Древнерусское искусство и Западная Европа: проблема художественного взаимодействия.
- Времена года в западноевропейском пейзаже XV – XIX вв.
- Ветхозаветные сюжеты в западноевропейской живописи XVI – XVII вв.
- Мастера западноевропейской гравюры XVI – XVII вв.
- Становление системы академического художественного образования в Западной Европе XVI – XVIII вв.
- Проблема региональных школ в русском зодчестве XVI – XVIII вв.
- Россика в миниатюре XVIII века.
- Мирискусники и XVIII век.
- К 200-летию В. В. Стасова (1824–1906): русское искусство XIX – начала ХХ в. глазами современников.
- Становление реставрации памятников архитектуры в России: 1880–1910-е гг.
- Женщины-художницы в советском искусстве.
- Декоративно-прикладное искусство: иконографические источники и стилистика.
Общий объем работы не должен превышать 25 000 печатных знаков (учитывая пробелы, сноски, список литературы). Текст, превышающий указанное количество знаков, не проверяется, автору ставится 0 баллов по итогам отборочного этапа.
Критерии оценивания работ отборочного этапа
Критерии оценивания |
Максимальный балл |
Актуальность и научная новизна темы |
5 |
Знание научной литературы по теме, наличие ссылок на русскоязычные и зарубежные источники |
5 |
Последовательность и логичность изложения позиции |
10 |
Содержательность работы, глубина проведенного анализа, научная новизна, глубина, корректность выводов |
20 |
Оформление работы, ссылок, списка литературы |
5 |
Грамотность, соблюдение правил научного стиля |
5 |
Максимальная сумма баллов |
50 |
Окончательные результаты отборочного этапа Олимпиады публикуются на сайте не позднее 29 марта 2024 года.
Заключительный этап
Расписание проведения заключительного этапа утверждается Оргкомитетом Олимпиады и размещается не позднее 18 марта 2024 года.
Заключительный этап проходит в очной форме с применением дистанционных технологий и представляет собой публичную защиту работ, представленных на отборочном этапе.
В докладе следует раскрыть цели и задачи исследования, методы и использованные материалы. Должны быть описаны основные результаты работы, сформулированы обобщённые выводы (заключение).
Критерии оценивания защиты работы
Критерии оценивания |
Максимальный балл |
Отражение в докладе содержания работы: последовательность изложения, содержательность работы, глубина проведенного анализа, ясность аргументации, научная новизна и весомость выводов |
15 |
Преподнесение материала: ораторское мастерство, стиль изложения, стиль ведения научной дискуссии, громкость, темп речи |
10 |
Оформление презентации: использование иллюстраций в объеме, необходимом и достаточном для раскрытия темы, корректность оформления подписей к иллюстрациям, разумное соотношение тестов и иллюстративных слайдов, дизайн презентации |
10 |
Владение темой, выявленное в ходе ответов на вопросы |
15 |
Максимальная сумма баллов |
50 |
Определение победителей и призеров Олимпиады
Итоговые результаты Олимпиады определяются путем суммирования баллов, полученных участником в ходе отборочного и заключительного этапов.
Победителями Олимпиады считаются первые три участника из соответствующей группы, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 85 баллов.
Призерами Олимпиады считаются следующие пять участников, из соответствующей группы, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 70.
Ранжирование участников в случае равенства суммы набранных баллов осуществляется в следующей последовательности:
- по убыванию баллов, полученных по результатам отборочного этапа
- при равенстве баллов, полученных по результатам отборочного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам заключительного этапа
Контактная информация
Написать координатору Олимпиады по истории искусств: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.