Спрос на образование растет с каждым годом во всех сферах деятельности. Открываются корпоративные университеты, платформы онлайн обучения, перспективен рынок внешкольного образования, открытые лектории становятся частью культурной жизни образованной части общества. На рынке труда резко возрастёт спрос на образованных и творческих педагогов, готовых к новым вызовам современной реальности.

Олимпиада по предмету «Педагогика» позволит участникам поставить новые, нетривиальные вопросы, продемонстрировать свои способности не только в разработке академического проекта, но и в способе презентации этого материала. Важно продемонстрировать не только широту своих знаний, но и глубину понимания определенной темы, её взаимосвязь с другими областями науки за пределами узкого направления собственных академических интересов.

 

Отборочный этап предполагает выполнение заданий двух видов — текст исследования и презентация этого исследования в видеоформате.

Положение об Олимпиаде: требования к работе и критерии оценивания.

  1. Отборочный этап включает два типа заданий:представление научного проекта и подготовка ролика с презентацией идеи исследовательской работы.
  2. Научный проект должен представлять собой описание собственного академического исследования в области образования (текущего или завершенного).
  3. Тему работы участники могут сформулировать самостоятельно или выбрать из списка тем,предложенных методической комиссией Олимпиады. Предлагаемые темы опубликованы ниже.

 

Требования, предъявляемые к структуре научного проекта/ исследования.

Текст должен содержать следующие элементы:

Название (проблемный, понятный, компактный)

Оглавление

Введение: постановка проблемы, на решение которой направлен проект.

  • определение основного дефицита и постановка проблемного вопроса
  • ключевые понятия и их определения
  • обозначение собственной научной позиции
  • цель и задачи исследования
  • исследовательская гипотеза/гипотезы
  • описание хода и этапов исследования, нацеленного на проверку гипотезы (предполагаемая выборка, способ сбора и методы обработки данных)

Основная часть (возможна разбивка на несколько разделов):

  • литературный обзор состояния проблемного поля с опорой на современные информационные источники (может содержать систематизацию и определение ключевых понятий)
  • подробная характеристика методологии работы (может содержать исследуемые гипотезы, методы, материалы, подлежащие анализу)
  • описание полученных результатов, с опорой на критическую оценку изложенной позиции, аргументацию суждений с помощью теоретических и/или эмпирических методов исследования

Заключение: основные выводы и обобщения, заявление о возможных перспективах исследования по теме работы.

Список источников

 

Оформление работы

  • pабота представляется на листах формата А4
  • формат загружаемых материалов может быть выбран на усмотрение участника Олимпиады: *.doc(x)(если необходимо, использовать редактор формул Equation), *.pdf(допускается в виде отсканированных листов с текстом или решением, обязательным условием при отправке такого файла является принципиальная возможность прочтения отсканированного материала, желательно использование режима сканирования с разрешением 300 точек на дюйм)
  • шрифт: Times New Roman (прямого начертания)
  • кегль (размер) шрифта: 12, междустрочный интервал — 1,5
  • первая строка абзаца печатается со стандартным отступом (15-17 мм)
  • поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 15 мм
  • список использованной литературы даётся в строго алфавитном порядке по фамилии автора или (при отсутствии автора) по названию работы; возможно подразделение списка на печатные, интернет-источники, архивные и иные справочные материалы; алфавитный порядок в каждом из разделов сохраняется; нумерация источников сквозная; ссылки в тексте оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008
  • страницы работы нумеруются арабскими цифрами; нумерация страниц — сквозная, включая таблицы и рисунки; рисунки и таблицы должны иметь заголовки и нумерацию, если их количество более одного (одной); в случае использования материала из печатного или электронного издания должна быть ссылка на источник, который включается в список использованной литературы
  • любые цитаты должны заключаться в кавычки и сопровождаться ссылкой на источник. Ссылки на использованную литературу и источники оформляются в виде пронумерованных постраничных сносок. Сноски нумеруются подряд, с начала главы (сквозная нумерация). Искажение текста оригинала на русском языке не допускается; перевод цитируемого текста на иностранном языке должен полностью передавать смысл цитируемого высказывания

 

Объем текста работы не должен быть менее 27 000 печатных знаков (с пробелами) и не должен превышать 60 000 печатных знаков (с пробелами), включая оглавление, таблицы, список литературы и приложение.

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Максимальный балл

Работа является авторской, соблюдены правила цитирования, работа удовлетворяет требованиям антиплагиата.

4

Цель исследования представляет академический или методический интерес.

4

Ясность изложения содержания, логичность теоретических предпосылок, глубина проработанности темы

4

Ссылки на авторитетные и актуальные аналитические материалы и публикации на родном и иностранном языках.

4

Обозначены методы исследования

4

Аргументированность выводов и наличие доказательной базы (доводы, аргументы, на основе доказательного исследования).

4

Присутствует исследование или анализ собственных кейсов

4

Возможность теоретического, методического или практического применения предполагаемых результатов.

4

Стилистика изложения соответствует академическому или научно-публицистическому стилю. Грамотность письменной речи.

4

Оформление работы в соответствии с правилами регламента олимпиады.

4

Максимальная сумма баллов.

40

 

Подготовка видеоролика с презентацией идеи исследовательской работы. Цель задания — оценить коммуникативные навыки участника Олимпиады, его умение быстро, понятно и грамотно изложить идею исследовательской работы.

Структура видеоролика:

  • Обозначить тему своего проекта.
  • Значимость исследования этой темы для образования.
  • Расскажите об основных этапах исследования.
  • Ответьте, к какому основному выводу удалось прийти.
  • Назовите навык, без которого нельзя будет жить в будущем, поясните свою позицию.

Видеоролик может быть выполнен в любом формате, в т. ч. в программах анимации или видеоскрайбинг. Время видеоролика — не более 3 минут. Стандарт расширения *.avi / *.mpeg / *.mp4

Критерии оценивания видеоролика

Критерии оценивания видеоролика с презентацией идеи исследовательской работы

Максимальный балл

Информативность ролика, четкость и лаконичность формулировок

2

Креативность, критичность, ироничность

2

Грамотность и выразительность речи, соблюдение норм русского языка

2

Соблюдение временного регламента

2

Хорошее, пользовательское качество воспроизведения видеоизображения и звука

2

Максимальная сумма баллов

10

 

Общее максимальное количество баллов, которое участник может получить на заочном этапе — 50 баллов.

 

Темы исследовательских работ с презентацией в видеоформате
  1. Феномен «культуры детства» в современной отечественной литературе: апология инфантильности, трагедия поколения без идеалов или .....?
  2. Образ школы в современном кинематографе: ключ к пониманию школы как образовательного учреждения или территории выживания?
  3. Может ли социокультурный проект (акция, событие) оказать влияние на развитие духовной культуры молодежи? Назовите и проанализируйте такие проекты.
  4. Социальные сети: путь к образованию или пространство общения?
  5. Может ли образование быть межкультурным?
  6. Одаренных детей необходимо выявлять и поддерживать, или «все дети одарены, нужно только выявить талант»?
  7. Почему нельзя отменять ЕГЭ?
  8. Какая система оценивания целесообразна для современной системы образования: 5-ти балльная, 10-ти балльная, 100-балльная? Или лучше учиться без отметок?
  9. Может ли существовать качественное образование без реализованного «права выбора»?
  10. «Школа без стен», «школа без парт», «школа без учебников» — красивые лозунги и «расписание на послезавтра»?
  11. Можно ли стать успешным педагогом, если чтение художественной литературы не является вашей жизненной потребностью?
  12. Чтение и успешность в обучении — взаимообусловленные сущности? Или чтение — только дополнение к успеху?
  13. Что важнее для учителя: харизма или профессиональная подготовленность?
  14. Где надо искать содержание образования: в программах и учебниках или внутри человека?
  15. Воспитание и образование: два процесса или две стороны одного?
  16. Совместимо ли стремление воспитать индивидуальность с наличием стандартов образования?
  17. Почему сегодня многие дети «ничего не хотят»?
  18. Дизайн школьной среды как ресурс качества образования.
  19. Каких знаний и навыков не хватает современному учителю?
  20. Чему должен учить опыт обучения в школе?
  21. Изменение роли учителя в условиях вызовов 21 века.
  22. Как вовлечь подростков в систему онлайн-образования и самообразования?
  23. Образовательные стартапы: построение карты и анализ кейсов.
  24. Социальные медиа и современное школьное образование: риски и перспективы.
  25. Интернет вещей в образовании. Проблема контроля и развития ученика.
  26. Каким должен быть учебник будущего? Нейротехнологии и адаптивные практики оценивания.
  27. Как поощрять школе образовательный досуг ребенка?
  28. Что может дать искусственный интеллект образованию?
  29. 1К способов улучшить занятия с помощью новых образовательных технологий. Анализ не менее двадцати успешных практик для работы в классе на основной ступени образования российской школы.
  30. Формирующее оценивание. Практическая разработка кейса для внедрения в образовательную практику.
  31. Как может выглядеть экосистема современной школы для учащихся выпускных классов? Разработка модели экосистемы с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса.
  32. Цифровое портфолио школьника и студента. Новые смыслы получения высшего образования.
  33. Как развивать креативность проектно-ориентированным обучением? Анализ практик и кейсов.
  34. Как спрогнозировать креативность и мотивацию подростков по цифровым следам в социальных сетях?
  35. Игрофикация образования. Чему можно и чему нельзя научиться? Анализ кейсов.
  36. Что в образовании формирует сильную личность ребенка?
  37. Школа в провинции: чему нельзя научиться в мегаполисе?
  38. Чему современный учитель может научиться у современного подростка? Проблема межпоколенческого разрыва.
  39. Проблема педагогического дизайна онлайн-курсов. Почему сложно доучиваться до конца? Анализ 2-3 кейсов.
  40. Как будет эволюционировать рынок дополнительного образования для взрослых?

 

Требования к формулированию темы

Убедитесь в том, что тема, которую вы предлагаете соответствует следующим критериям:

  • Актуальна для современных вопросов образования.
  • Проблематика никак не представлена в предложенных темах.
  • Новая тема сформулирована в формате проблемного вопроса.
  • Проблематика новой темы касается школьного, альтернативного и/или непрерывного образования.
  • Тематика предполагает анализ эмпирического исследования.
  • Теоретическая часть исследования предполагает опору на современные источники информации и публикации.

 

Заключительный этап

Заключительный этап предполагает выступление с докладом о представленной на отборочном этапе исследовательской работе.

Участвовать в заключительном этапе возможно очно или дистанционно, в режиме онлайн. Участникам, которые хотят пройти заключительный этап дистанционно, необходимо до 4 апреля 2019 года прислать подписанное заявление в свободной форме на имя председателя Оргкомитета с просьбой предоставить возможность дистанционного участия. Сканированную копию заявления необходимо направить на адрес электронной почты олимпиады: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Доклад

В докладе следует рассказать о целях и задачах исследования/проекта, о методах и использованных материалах, описать основные результаты работы, сформулировать обобщённые выводы (заключение). В докладе должна быть отражена оригинальность и новизна представляемого проекта. Продолжительность выступления не должна быть более 10 минут. В противном случае члены Жюри имеют право прервать выступление участника.

Выступление должно сопровождаться презентацией, выполненной с помощью программ или сервисов для создания презентаций (например, Microsoft PowerPoint), и, по желанию участника, также демонстрацией авторских материалов.

Защита работы проходит анонимно: в докладе и презентации не должно быть названо или указано имя участника.

 

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Максимальный балл

I. Полнота доклада и логичность доклада

17 баллов

Четкость и лаконичность формулировок целей и задач исследования.

4

Ясность изложения содержания. Методология исследования ясна и логична. Сформулирован проблемный вопрос исследования.

5

Четкое обозначение результаты исследования, наличие доводов и аргументов

4

Согласованность целей, задачей и исследовательских выводов.

4

II. Культура оформления презентации и/или раздаточного материала

21 баллов

Читаемая композиция текста на слайде или в раздаточных материалах.

4

Грамотность текста презентации.

4

Иллюстрации (таблицы, рисунки, фотографии или видео) к докладу помогают понять суть выступления.

4

Грамотность и выразительность речи докладчика. Эмоциональная подача во время презентации.

5

Соблюдение временного регламента выступления.

4

III. Научный потенциал, владение темой и ведение научной дискуссии

12 баллов

Умение оперировать знанием современных теорий и концепций.

4

Умение сравнивать и оценивать различные научные подходы.

4

Способность к междисциплинарному мышлению, т.е. к связи своих результатов с результатами исследований в смежных областях.

4

Максимальная сумма баллов

50

 

Зачет результатов производится отдельно для двух групп участников
  • обучающихся и выпускников бакалавриата / специалитета
  • обучающихся и выпускников магистратуры

 

Определение победителей и призеров Олимпиады

Результаты Олимпиады определяются путем суммирования баллов, полученных участником на всех этапах Олимпиады

Победителями Олимпиады считаются участники, набравшие не менее 80 баллов, но не более 5 % от числа лиц, принимавших участие во всех этапах.

Призерами Олимпиады считаются участники, набравшие не менее 70 баллов, но не более 15 % от числа лиц, принимавших участие во всех этапах.

Ранжирование участников в случае равенства суммы набранных баллов осуществляется в следующей последовательности:

  • по убыванию баллов, полученных по результатам отборочного этапа
  • при равенстве баллов, полученных по результатам отборочного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа (защиты работы)
  • при равенстве баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 2 части заключительного этапа (дополнительного письменного испытания)