Особенности проведения Олимпиады

Отборочный этап

Отборочный этап проходит в заочном формате в период с 15 октября 2020 года до 1 марта 2021 года.

Участники должны написать исследовательскую работу и представить ее через дистанционную систему проведения Олимпиады. Для доступа к системе необходимо заполнить анкету в Личном кабинете и подать заявку на участие в Олимпиаде. Обучающиеся СПбГУ для входа в Личный кабинет могут использовать имеющуюся учетную запись (st000000), другие участники должны пройти процедуру регистрации и получить персональный логин (ol000000) и пароль для входа в Личный кабинет и для доступа к дистанционной системе проведения Олимпиады.

После регистрации работу можно загрузить в любое время до 23:59 (по московскому времени) 1 марта 2021 года.

Объем текста работы не должен быть менее 27 000 печатных знаков (с пробелами) и не должен превышать 45 000 печатных знаков (с пробелами), включая оглавление, таблицы, список литературы и приложение.

Исследовательская работа предполагает: анализ теоретических подходов к проблеме, актуализацию противоречий, обозначение собственной научной позиции; аргументацию суждений с помощью теоретических и/или эмпирических методов исследования; наличие выводов исследования.

Представляемая работа не должна содержать сведений, позволяющих установить авторство работы (фамилию, имя, отчество участника, и др.). Информация об авторе не должна содержаться в свойствах представленного файла. В противном случае за работу выставляется 0 баллов.

Участники Олимпиады могут самостоятельно сформулировать тему работы отборочного этапа или выбрать среди предлагаемых тем. Работа может быть выполнена на русском или иностранном языке (французский, немецкий, английский).

 

Темы исследовательских работ

Для обучающихся и выпускников бакалавриата и специалитета

  • Как изменилась русская речь за последние двадцать лет?
  • Каковы особенности развития русского литературного языка в последние 250 лет?
  • Какова социально-политическая и геополитическая функция закона «О государственном языке Российской Федерации»?
  • Как вы понимаете смысл понятия «языковая политика» в контексте истории и культуры нашего государства?
  • Может ли исчезнуть профессия «переводчик» в будущем?
  • Для решения каких исследовательских задач используются методы фонетических исследований (приведите анализ для нескольких групп методов)?
  • В чем преимущества и риски изучения русского языка как иностранного?
  • Какие проблемы межкультурной коммуникации наиболее актуальны в настоящее время?
  • Почему и зачем лингвисты изучают детскую речь?

Для обучающихся и выпускников магистратуры

  • Проанализируйте особенности языковой ситуации в вашем регионе, ответив, в том числе на следующие вопросы: 1) одноязычным или многоязычным является социум? 2) какие примеры социального расслоения в регионе вы могли бы привести? 3) имеют ли используемые в регионе языки тот или иной официальный статус? 4) какая языковая политика проводится региональными властями?
  • Проведите исследование на тему «Как изменилась русская речь в последнее двадцатилетие»? Приведите примеры, прокомментируйте их. Выразите свое отношение к описываемым процессам.
  • Составьте перечень возможных инициатив, актуальных для вашего региона (в области образования, языка СМИ и рекламы, делопроизводства, миграционной политики и др.), которые бы способствовали жизнеспособности и исполнению Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».
  • Проанализируйте лингвистические ресурсы в области избранной вами проблематики; прокомментируйте возможные пути их использования в научной и практической деятельности; предложите актуальные направления развития сетевых лингвистических ресурсов.
  • Предложите критический анализ одной из научных статей по избранной вами научной проблематике в области лингвистики (статья должна быть опубликована не ранее 2007 года).
  • Сделайте критический обзор русскоязычных научно-популярных проектов, посвященных лингвистике (книг, сетевых ресурсов, мероприятий и т.п.), и предложите ваше видение того, как можно рассказать о лингвистике в научно-популярной форме.

Оформление

  • Работа представляется на листах формата А4.
  • Формат загружаемых материалов может быть выбран на усмотрение участника Олимпиады: *.doc(x) (если необходимо, использовать редактор формул Equation), *.pdf(допускается в виде отсканированных листов с текстом, обязательным условием при отправке такого файла является принципиальная возможность прочтения отсканированного материала, желательно использование режима сканирования с разрешением 300 точек на дюйм).
  • Шрифт Times New Roman (прямой).
  • Размер шрифта — 12, междустрочный интервал — 1.5.
  • Первая строка абзаца печатается со стандартным отступом (15-17 мм).
  • Поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 15 мм.
  • Список использованной литературы даётся в строго алфавитном порядке по фамилии автора или (при отсутствии автора) по названию работы. Возможно подразделение списка на печатные, интернет-источники, архивные и иные справочные материалы. Алфавитный порядок в каждом из разделов сохраняется. Нумерация источников сквозная. Ссылки в тексте оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008
  • Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация страниц — сквозная, включая таблицы и рисунки. Рисунки и таблицы должны иметь заголовки и нумерацию, если их количество более одного. В случае использования материала из печатного или электронного издания должна быть ссылка на источник, который включается в список использованной литературы
  • Любые цитаты должны заключаться в кавычки и сопровождаться ссылкой на источник. Ссылки на использованную литературу и источники оформляются в виде пронумерованных постраничных сносок. Сноски нумеруются подряд, с начала главы (сквозная нумерация). Искажение текста оригинала на русском языке не допускается; перевод цитируемого текста на иностранном языке должен полностью передавать смысл цитируемого высказывания.

Критерии оценивания

Максимальный балл

Ясность изложения содержания

5

Работа является авторской, соблюдены правила цитирования

4

Цель исследования представляет академический или методический интерес

4

Методология исследования ясна и логична

4

Ссылки на аналитические материалы и публикации на родном и иностранном языках

4

Обозначение методов исследования

4

Аргументированность выводов и наличие доказательной базы (доводы, аргументы, примеры из собственного исследования или анализ кейсов)

5

Потенциал результатов исследования для данной научной области

4

Возможность практического применения предполагаемых результатов

4

Стилистика изложения соответствует академическому или научно-публицистическому стилю

4

Грамотность письменной речи

4

Оформление работы соответствует требованиям

4

Максимальная сумма баллов.

50

 

Зачет результатов производится отдельно для двух групп участников:

  • обучающихся по программам бакалавриата и специалитета, а также выпускников программ бакалавриата и специалитета, не обучающихся по программам магистратуры и не имеющих диплом магистра;
  • обучающихся и выпускников магистратуры.

Результаты отборочного этапа Олимпиады публикуются на официальном портале СПбГУ в разделе, посвященном Олимпиаде (по адресу: psrs.spbu.ru) не позднее 18.03.2021.

 

Заключительный этап

К участию в заключительном этапе Олимпиады допускаются участники Олимпиады, набравшие не менее 35 баллов по результатам отборочного этапа.

Заключительный этап проходит в очной/дистанционной форме и включает защиту представленной на отборочном этапе работы.

При защите участник Олимпиады выступает с докладом продолжительностью не более 10 минут. Доклад должен сопровождаться презентацией, выполненной с помощью программ или сервисов для создания презентаций (например, Microsoft PowerPoint), и, по желанию участника, также демонстрацией авторских материалов (авторских карт, графиков, диаграмм и т. п.), выполненных на бумаге. В ходе защиты (в докладе, в презентации и в дополнительных материалах, используемых участником) не допускается указание сведений, позволяющих установить личность автора работы (фамилия, имя, отчество и иные сведения). В противном случае участнику будет выставлено 0 баллов по итогам заключительного этапа. После доклада участник Олимпиады отвечает на вопросы членов Жюри.

Критерии оценивания

Максимальный балл

I. Полнота доклада и логичность доклада

20 баллов

Четкость и лаконичность формулировок целей и задач исследования

4

Логика теоретических предпосылок

4

Четкое обозначение основных тезисов

4

Четкое обозначение результатов исследования

4

Согласованность целей, задач и исследовательских выводов

4

II. Культура оформления презентации и/или раздаточного материала

10 баллов

Читаемая композиция текста на слайде или в раздаточных материалах

2

Грамотность текста презентации

2

Иллюстрации (таблицы, рисунки, фотографии или видео) к докладу помогают понять суть выступления

2

Грамотность и выразительность речи докладчика

2

Соблюдение временного регламента выступления

2

III. Научный потенциал, владение темой и ведение научной дискуссии

20 баллов

Умение оперировать знанием современных теорий и концепций

8

Умение сравнивать и оценивать различные научные подходы

8

Способность к междисциплинарному мышлению, т.е. к связи своих результатов с результатами исследований в смежных областях.

4

Максимальная сумма баллов

50

 

Определение победителей и призеров Олимпиады

Итоговые результаты Олимпиады определяются путем суммирования баллов, полученных участником в ходе отборочного и заключительного этапов. Отдельно определяются результаты для двух групп участников:

  • обучающихся по программам бакалавриата и специалитета, а также выпускников программ бакалавриата и специалитета, не обучающихся по программам магистратуры и не имеющих диплом магистра;
  • обучающихся или выпускников магистратуры.

Победителями считаются первые три участника каждой группы, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 85 баллов.

Призерами считаются следующие пять участников каждой группы, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 70 баллов.

Ранжирование участников в случае равенства суммы набранных баллов осуществляется в следующей последовательности:

  • по убыванию баллов, полученных по результатам отборочного этапа
  • при равенстве баллов, полученных по результатам отборочного этапа — по убыванию баллов, полученных на заключительном этапе.