Целью высшего образования является как получение фактических знаний, так и развитие исследовательских способностей. Олимпиада по истории искусств призвана дать возможность талантливым студентам, которые планируют поступать в магистратуру или аспирантуру и заниматься научной деятельностью, продемонстрировать способность к проведению самостоятельных исследований, способность писать, структурировать и оформлять научную работу, а также показать широту своих знаний в сфере истории искусств, владение основными навыками и умениями, которыми должен обладать учёный в сфере истории искусств.

 

Особенности проведения Олимпиады

Отборочный этап

Отборочный этап проходит дистанционно в период с 15 октября 2020 года до 1 марта 2021 года.

Работы необходимо предоставить не позднее 23:59 (по московскому времени) 28.02.2021. Работы, предоставленные позднее, не будут направлены на проверку Жюри.

Участники должны написать и представить исследовательскую работу в рамках одного из предложенных тематических направлений. При этом участник должен самостоятельно сформулировать в рамках избранного направления тему, соответствующую требованиям научной новизны и актуальности. Работа должна продемонстрировать владение автора навыками анализа произведений искусства, способность определять сущностные черты явлений, их причинно-следственные связи, осмысление общих проблем искусствоведения, в частности философии и методологии истории искусства, источниковедения и историографии.

Тематические направления

а) для обучающихся по программам бакалавриата и специалитета, а также выпускников программ бакалавриата и специалитета, не обучающихся по программам магистратуры и не имеющих диплом магистра:

  1. Творческий метод мастеров портрета: сопоставительный анализ творчества двух представителей разных художественных школ одного периода.
  • Творческий метод мастеров пейзажа: сопоставительный анализ двух произведений, созданных представителями разных художественных школ одного периода.
  • Сюжетное, стилистическое, иконографическое своеобразие исторической живописи: сопоставительный анализ картин на одну и ту же тему, выполненных представителями разных художественных школ одного периода.
  • Современные проблемы экспонирования, хранения и изучения музейных коллекций в региональных и федеральных музеях.
  • Переосмысление архитектурного и художественного наследия советской эпохи: взгляд из XXI века.
  • Отечественное искусство сто лет назад: художественная жизнь России в годы Гражданской войны.

б) обучающихся и выпускников программ магистратуры

  1. Визуализация идеи «национального» в искусстве.
  2. Проблема стиля в искусстве эпохи Просвещения и политический подтекст: неоклассицизм, готический вкус, шинуазри.
  3. Проблема копирования в изобразительном искусстве.
  4. Современные проблемы изучения фотографии
  5. Север в истории русского и европейского искусства
  6. Искусство восточно-христианского мира: проблемы изучения на современном этапе
  7. Искусство эпохи Возрождения в собрании региональных музеев.

Общий объем работы не должен превышать 25 000 печатных знаков (учитывая пробелы, сноски, список литературы). Текст, превышающий указанное количество знаков, не проверяется, автору ставится 0 баллов по итогам отборочного этапа.

Критерии оценивания работ отборочного этапа.

Критерии

Максимальный балл

Актуальность и научная новизна темы, соответствие темы выбранному тематическому направлению из числа предложенных.

5

Знание научной литературы по теме, наличие ссылок на русскоязычные и зарубежные источники.

5

Последовательность и логичность изложения позиции.

10

Научная новизна, глубина, корректность выводов.

20

Оформление работы, ссылок, списка литературы.

5

Грамотность, соблюдение правил научного стиля.

5

Максимальная сумма баллов.

50

 

Результаты отборочного этапа Олимпиады публикуются не позднее 18.03.2020

 

Заключительный этап

Расписание проведения заключительного этапа (время и место проведения) утверждается Оргкомитетом Олимпиады и размещается не позднее 18.03.2021.

Заключительный этап проходит в очной форме и представляет собой публичную защиту работ, представленных на отборочном этапе.

В докладе следует раскрыть цели и задачи исследования, методы и использованные материалы. Должны быть описаны основные результаты работы, сформулированы обобщённые выводы (заключение).

Критерии оценивания защиты работы:

Критерии

Максимальный балл

Отражение в докладе содержания работы: последовательность изложения, ясность аргументации, научная новизна и весомость выводов.

15

Преподнесение материала: ораторское мастерство, стиль изложения, стиль ведения научной дискуссии, громкость, темп речи.

10

Оформление презентации: использование иллюстраций в объеме, необходимом и достаточном для раскрытия темы, корректность оформления подписей к иллюстрациям, разумное соотношение тестов и иллюстративных слайдов, дизайн презентации.

10

Владение темой, выявленное в ходе ответов на вопросы.

15

Максимальная сумма баллов.

50


Определение победителей и призеров Олимпиады

Итоговые результаты Олимпиады определяются путем суммирования баллов, полученных участником в ходе отборочного (в случае проведения) и заключительного этапов.

Победителями Олимпиады считаются первые три участника, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 85 баллов.

Призерами Олимпиады считаются следующие пять участников, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 70 баллов (если иное не предусмотрено особенностями проведения Олимпиады по отдельным предметам).

Ранжирование участников в случае равенства суммы набранных баллов осуществляется в следующей последовательности:

  • по убыванию баллов, полученных по результатам отборочного этапа;
  • при равенстве баллов, полученных по результатам отборочного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа;
  • при равенстве баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 2 части заключительного этапа (в случае проведения).

Подача заявления на апелляцию — см. полный текст Регламента