Международные отношения являются одним из наиболее популярных и перспективных направлений подготовки, по которым осуществляется обучение в университете. Студенческая Олимпиада по профилю «Международные отношения» позволит студентам и выпускникам образовательных учреждений высшего образования, которые заинтересованы в продолжении обучения в магистратуре и аспирантуре СПбГУ и планируют строить свою профессиональную или научную карьеру в сфере международных отношений, потренироваться в проведении исследовательской работы, познакомиться с основными направлениями исследований в данной сфере и с научными интересами своих молодых коллег. Структура Олимпиады совмещает задания, нацеленные на проверку исследовательских навыков (эссе), и на проверку знаний и широту научного кругозора участников (письменный ответ на предложенный вопрос), что позволит выявить наиболее талантливых и достойных специалистов в данной сфере.

 


Особенности проведения Олимпиады

 

Отборочный этап

Отборочный этап проходит дистанционно. Участники должны написать исследовательскую работу и загрузить ее через дистанционную систему проведения Олимпиады в период с 15 октября 2018 года до 22 февраля 2019 года.

Участники должны заполнить анкету в Личном кабинете и подать заявку на участие в Олимпиаде. Обучающиеся СПбГУ для входа в Личный кабинет могут использовать имеющуюся учетную запись (st000000), обучающиеся других учебных заведений должны пройти процедуру регистрации и получить персональный логин (ol000000) и пароль для входа в Личный кабинет и для доступа к дистанционной системе проведения Олимпиады. После подачи заявки участнику предоставляется доступ к дистанционной системе проведения Олимпиады, куда необходимо загрузить работу. После регистрации работу можно загрузить в любое время до 23:59 (МСК) 22 февраля 2019 года. Тему работы можно сформулировать самостоятельно или воспользоваться одной из предложенных тем.

Темы исследовательских работ для обучающихся и выпускников бакалавриата и специалитета

Европа

  1. Трансформация отношений Европейского союза и США в области экономики в период администрации Дональда Трампа.
  2. В 2016 году народ Великобритании на референдуме выступил за выход своей страны из Европейского союза. Какие основные последствия Брекзит будет иметь для Великобритании и для самого Европейского союза?
  3. Референдум о независимости в Каталонии: миф или реальность?
  4. Пиратские партии в европейской политике.
  5. Политика памяти (историческая политика) в Армении и Грузии: сравнительный анализ.
  6. Результаты голосования на песенных конкурсах «Евровидение» и культурная карта Европы.

Западное полушарие

  1. Переспективы экономического противостояния США и КНР в начале XXI века.
  2. В 2016 году президентом США был избран Дональд Трамп, построивший свою избирательную кампанию на идее внешнеторгового протекционизма. Какие последствия для международной торговли будет иметь такая политика США?
  3. Реформа избирательной системы США: проблемы и перспективы.
  4. Перспективы «левого движения» в странах Латинской Америки и во всем мире?
  5. Реформа Североамериканского соглашения о свободной торговле.
  6. Арктическая политика Канады и США.

Окружающая среда

  1. Действие или бездействие международного сообщества в сфере противодействия глобальному изменению климата.
  2. Изменение климата и малые островные государства.
  3. Декарбонизация как инструмент зеленой энергетики.

Россия и внешняя политика России

  1. Дипломатические конфликт России и США: пути и перспективы решения.
  2. В 2015 году Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия создали Евразийский экономический союз. Каковы основные причины экономической интеграции в Евразии?
  3. Место регионов Российской Федерации во внешней политике страны.
  4. Причины, цели, результаты и перспективы военного и политического участия России в сирийском кризисе.
  5. Космические программы как внешнеполитический инструмент России.
  6. Арктическая политика России.

Азия

  1. Проект КНР «Экономический пояс Шелкового пути» и интересы России.
  2. Российско-китайское сотрудничество: неизбежность или безысходность.
  3. «Курильский вопрос» в Российско-Японских отношениях и перспективы его решения.

Ближний Восток

  1. Российско-арабские отношения после «арабской весны»: традиции и инновации.
  2. В 2017г. В Иракском Курдистане был проведен референдум о провозглашении независимости, в результате которого более 90% проголосовали за суверенитет Курдистана. Какие последствия этот референдум будет иметь на Ваш взгляд для Ирака, Турции, Ирана и Сирии? Каковы реальные перспективы создания единого государства курдов?
  3. Какой исламизм следует считать радикальным? Дайте определение понятию,
    проанализируйте основные этапы становления исламизма и назовите критерии для
    классификации основных течений в рамках данной идеологии.

Новые технологии

  1. Перспективы использования криптовалют в мировой и национальной экономике. Позиция и интересы России.
  2. Интернет-голосование: анализ эффективности зарубежных практик.

Энергетика

  1. Препятствия на пути экономик мира к переходу на возобновляемые источники энергии?
  2. Особенности сотрудничества России и Европейского союза в области энергетики.
  3. Особенности сотрудничества России и Турции в области энергетики.

Терроризм

  1. Международный кибертерроризм: вызовы и угрозы для России.
  2. В 2015 году террористы уничтожили в Египте самолет с российскими гражданами на борту. По Вашему мнению, какие особенности современного терроризма делают борьбу с ним столь сложной задачей?

Процесс принятия внешнеполитических решений

  1. Место фабрик мысли (think tanks) в экспертном сопровождении процесса принятия внешнеполитических решений.

Международные организации и международное сотрудничество.

  1. Существуют ли пределы расширения ООН?
  2. Повышение эффективности Программы ООН по охране окружающей среды.
  3. Органы межпарламентского сотрудничества (ассамблеи) в международных организациях: для чего они нужны?
  4. Перспективы международного признания новых независимых государств.
  5. Проблема Западной Сахары и пути ее решения.
  6. Парадипломатия регионов на современном этапе: угроза или эффективный инструмент международного сотрудничества.
Темы исследовательских работ для обучающихся и выпускников магистратуры

Европа

  1. В 2016 году Игорь Додон был избран президентом Молдовы. Какие последствия это событие повлекло для внутренней политики Молдовы, для отношений Молдовы с Европейским союзом и для российско-молдавских отношений?
  2. Какими станут основные последствия массового притока беженцев в 2015-2017гг. из стран Ближнего Востока и Северной Африки для отдельных стран ЕС и для Евросоюза в целом?
  3. Україна — це Європа? Конструирование национальной идентичности в школьном историческом образовании в Украине: 1990-е — начало XXI в.
  4. Отношения в области энергетики в Балтийском регионе: проблемы и перспективы.

Западное полушарие

  1. Основные аспекты реформы избирательной системы США на современном этапе.
  2. Российское направление внешней политики Канады в начале 21 века: подходы консервативной и либеральной партий.
  3. В 2016 году умер вождь Кубинской революции Фидель Кастро. Какую роль этот политик сыграл в истории международных отношений в годы «холодной войны» и после ее завершения?
  4. Перспективы принятия аналога «акта Магнитского» в Канаде для Российско-Канадских отношений.

Окружающая среда

  1. «Экологическая политика 2.0» национальных государств.
  2. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды: критический анализ.
  3. Экологическая цивилизация Китая: проблемы и перспективы.

Россия и внешняя политика России

  1. В 2016 году многие российские атлеты были не допущены к участию в Летних олимпийских играх, которые проходили в Бразилии. Как большой спор связан с большой международной политикой?
  2. В 2016 году Патриарх Всея Руси Кирилл встретился с Папой Римским Франциском на Кубе. Какую роль конструктивное взаимодействие между двумя крупнейшими христианскими конфессиями могло бы сыграть для обеспечения мира и стабильности на всей Земле?
  3. Мягкая сила во внешней политике России.
  4. Телеканал «Russia today» как инструмент внешней политики России.
  5. Россия и США в борьбе за энергетический рынок Европы.

Азия

  1. Ядерная программа Северной Кореи: фактор угрозы или стабильности в регионе?
  2. Является ли публичная дипломатия Китая вызовом для России?

Ближний Восток

  1. В 2016 году произошла попытка государственного переворота в Турции. Какие последствия неудавшийся государственный переворот в Турции имел для отношений Турции с ведущими мировыми державами, включая и Россию?
  2. Политический и экономический эффекты наращивания российскими компаниями (прежде всего, компаниями энергетического сектора) своего присутствия в странах Ближнего Востока.

Новые технологии

  1. Мировой опыт применения интернет-голосования и перспективы внедрения такой практики в России.

Энергетика

  1. Фактор возобновляемых источников энергии в развитии отношений России и Европейского союза.
  2. Климат и декарбонизация.

Терроризм

  1. Исламское государство (ИГИЛ, запрещенная в России) позиционирует себя как религиозное государство, военно-политические и террористические акции обосновывает с помощью религиозных лозунгов. На основе конкретных акций, ответственность за которые взяло на себя ИГ, докажите или опровергните реальную (мнимую) связь его военно-политической и террористической активности с исламом.

Процесс принятия внешнеполитических решений

  1. Процесс принятия внешнеполитических решений в России и США как источник противоречий в двусторонних отношениях.

Международные организации и международное сотрудничество.

  1. Государства, не имеющие доступа к морю, в системе международных отношений.
  2. Кризис ЮНЕСКО 2017г. — требуется ли реформа организации?
  3. Санкции как инструмент внешней политики: оценки целесообразности и эффективности.
  4. В современных международных отношениях все большую роль играют несуверенные акторы / нецентральные правительства (регионы, штаты, провинции, города, муниципалитеты). Можно ли рассматривать это как положительное явление, открывающее новые возможности для международного сотрудничества, или это угроза территориальной целостности и суверенитету наций-государств?

Работа может быть написана на русском или на английском языке.

Объем текста работы не должен быть менее 15 000 печатных знаков (с пробелами) и не должен превышать 20 000 печатных знаков (с пробелами), включая оглавление, таблицы, список литературы и приложение.

 

Структура работы
  • Название
  • Оглавление
  • Введение, содержащее обоснование актуальности, новизны, цели, задач и методологии исследования
  • Основная часть(возможна разбивка на несколько разделов), включая краткий обзор литературы, систематизацию и определение ключевых понятий; подробную характеристику методологии (может содержать исследуемые гипотезы, материалы, методы) и описание полученных результатов
  • Заключение, содержащее выводы, обоснование практической и/или теоретической значимости работы
  • Список использованных источников.

 

Оформление
  • pабота представляется на листах формата А4;
  • формат загружаемых материалов может быть выбран на усмотрение участника Олимпиады: *.doc(x)(если необходимо, использовать редактор формул Equation), *.pdf (допускается в виде отсканированных листов с текстом или решением, обязательным условием при отправке такого файла является принципиальная возможность прочтения отсканированного материала, желательно использование режима сканирования с разрешением 300 точек на дюйм);
  • шрифт: Times New Roman (прямого начертания);
  • кегль (размер) шрифта: 12, междустрочный интервал — 1,5;
  • первая строка абзаца печатается со стандартным отступом (15-17 мм);
  • поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 15 мм;
  • список использованной литературы даётся в строго алфавитном порядке по фамилии автора или (при отсутствии автора) по названию работы; возможно подразделение списка на печатные, интернет-источники, архивные и иные справочные материалы; алфавитный порядок в каждом из разделов сохраняется; нумерация источников сквозная; ссылки в тексте оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008;
  • страницы работы нумеруются арабскими цифрами; нумерация страниц — сквозная, включая таблицы и рисунки; рисунки и таблицы должны иметь заголовки и нумерацию, если их количество более одного (одной); в случае использования материала из печатного или электронного издания должна быть ссылка на источник, который включается в список использованной литературы;
  • любые цитаты должны заключаться в кавычки и сопровождаться ссылкой на источник. Ссылки на использованную литературу и источники оформляются в виде пронумерованных постраничных сносок. Сноски нумеруются подряд, с начала главы (сквозная нумерация). Искажение текста оригинала на русском языке не допускается; перевод цитируемого текста на иностранном языке должен полностью передавать смысл цитируемого высказывания.

В тексте работы, в названии, в свойствах загружаемого файла не должно быть сведений, позволяющих установить автора работы — проверка осуществляется в режиме скрытого авторства. Участники указывают имя только при регистрации на сайте.

Недопустимо наличие в работе плагиата. Если в ходе проверки в тексте работы будут найдены неправомерные заимствования из работ других авторов, работа будет снята с конкурса, участнику будет выставлено по итогам отборочного этапа 0 баллов.

Критерии оценивания работ отборочного этапа

Критерии

Максимальный балл

Цель исследования представляет академический или методический интерес.

5

Методология исследования разработана, описана, логична, соответствует поставленной цели и задачам.

5

Применение автором описанной методологии для проведения исследования.

5

Аргументированность выводов и наличие доказательной базы (доводы, аргументы, примеры из собственного исследования или анализ кейсов).

15

Новизна заключений автора, результатов исследования.

15

Оформление работы в соответствии с правилами регламента олимпиады. Стилистика изложения соответствует академическому или научно-публицистическому стилю.

5

Максимальная сумма баллов

50

 

Зачет результатов производится отдельно для двух групп участников:

  • обучающихся и выпускников бакалавриата/специалитета
  • обучающихся и выпускников магистратуры

 

Заключительный этап

К участию в заключительном этапе Олимпиады допускаются участники Олимпиады, набравшие не менее 35 баллов по результатам отборочного этапа

Заключительный этап состоит из публичной защиты исследовательской работы, представленной на отборочном этапе, и дополнительного письменного испытания. Ход проведения заключительного этапа записывается на видео.

 

Публичная защита

Защита проходит в форме доклада с презентацией.

Продолжительность доклада — 10 минут. Презентация может быть выполнена в любой программе по выбору участника (например, Microsoft PowerPoint), также участники могут использовать раздаточные материалы, выполненные на бумаге.

Защита проходит перед членами Жюри Олимпиады. Во время выступления участника в аудитории должно присутствовать не менее трех членов Жюри.

Критерии оценивания защиты работ

Критерии

Максимальный балл

Организация исследования, глубина проработанности проблемы.

Обоснованная и аргументированная программа исследовательского проекта, четкость и логичность формулировки научной проблемы и цели исследования, отсутствие логических ошибок, соблюдение внутренней логики исследования. Соответствие предлагаемого решения проблемы сформулированным цели, задачам и выдвигаемым гипотезам.

4

Владение современными теориями и методологическими подходами.

4

Оригинальность и новизна представляемого проекта и полученных результатов.

Самостоятельность исследования.

10

Использование современных, отечественных и иностранных источников и литературы.

2

Ориентация в актуальных проблемах и задачах профессиональной области и профессионального сообщества, знание современных достижений науки и образования, способность использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач.

Умение сопоставить свои данные с результатами уже имеющихся исследований, умение сформулировать ограничения экстраполяции результатов собственного исследования и перспективы дальнейших исследований по представленной теме, умение сформулировать перспективы дальнейшего использования полученных результатов.

10

Оформление презентации. Соблюдение регламента выступления.

Умение публично представлять результаты своей научной деятельности.

10

Полнота ответов на вопросы. Умение излагать и отстаивать авторскую точку зрения, степень аргументации позиции автора, грамотность речи, использование профессионального языка.

10

Максимальная сумма баллов

50

 

Определение победителей и призеров Олимпиады

Итоговый рейтинг участников Олимпиады составляется на основе суммы результатов, полученных участниками на всех этапах олимпиады.

Победителями Олимпиады считаются участники, набравшие больше 80 баллов, но не более 5 % от числа лиц, принимавших участие во всех этапах.

Призерами Олимпиады считаются участники, набравшие больше 70 баллов, но не более 15 % от числа лиц, принимавших участие во всех этапах.

Ранжирование участников в случае равенства суммы набранных баллов осуществляется в следующей последовательности:

  • по убыванию баллов, полученных по результатам отборочного этапа
  • при равенстве баллов, полученных по результатам отборочного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа

при равенстве баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 2 части заключительного этапа.

 


Контактная информация

Написать координатору Олимпиады по международным отношениям: ir.psrs@spbu.ru