Подобно многим гуманитарным сферам знания, филология и лингвистика предоставляют неисчерпаемое поле для научной работы, так как язык и литература постоянно меняются, что открывает новые возможности для исследований. Поэтому изучение языка и литературы всегда будет оставаться перспективным направлением работы для талантливых исследователей. Олимпиады СПбГУ по филологии и лингвистике позволят участникам продемонстрировать способности проведения и оформления научных исследований, способности публичного представления результатов свей работы. В отличие от формата конференции, где представляются результаты исследований самостоятельно выбранного объекта, формат олимпиады ограничивает выбор тем, что позволит участникам продемонстрировать широту своих знаний и способность легко ориентироваться в избранной научной сфере даже за пределами узкого направления собственных научных интересов.

 


Особенности проведения Олимпиады

 

Отборочный этап

 

Отборочный этап проходит дистанционно в период с 16 октября 2017 года до 12 февраля 2018 года.

Участники должны написать академическое эссе (проектную или исследовательскую работу) и представить его через дистанционную систему проведения Олимпиады. Для доступа к системе необходимо заполнить анкету в Личном кабинете и подать заявку на участие в Олимпиаде. Обучающиеся СПбГУ для входа в Личный кабинет могут использовать имеющуюся учетную запись (st000000), обучающиеся других учебных заведений должны пройти процедуру регистрации и получить персональный логин (ol000000) и пароль для входа в Личный кабинет и для доступа к дистанционной системе проведения Олимпиады.

Академическое эссе предполагает: анализ теоретических подходов к проблеме, актуализацию противоречий, обозначение собственной научной позиции; аргументацию суждений с помощью теоретических и/или эмпирических методов исследования; наличие выводов исследования.

 

Темы академических эссе

Для обучающихся и выпускников бакалавриата и специалитета

  1. Как вы понимаете смысл понятия «языковая политика» в контексте истории и культуры нашего государства? (Приведите известные вам примеры проведения той или иной языковой политики)
  2. Почему можно говорить об орфографии как значимой социальной теме?
  3. Выделите наиболее характерные черты обновления русской речи в последние 20 лет
  4. Каковы особенности развития русского литературного языка в последние 250 лет: в области грамматики; лексики; стилистики; фонетики; графики и орфографии?
  5. Какова социально-политическая и геополитическая функция закона «О государственном языке Российской Федерации»?
  6. Сохранится ли профессия «переводчик» в будущем?
  7. Для решения каких исслеовательских задач целесообразно использовать методы фонетических исследований (приведите анализ для нескольких групп методов)
  8. В чем преимущества и риски изучения русского языка как иностранного?
  9. Какие проблемы межкультурных коммуникаций вызывают в настоящее время наибольший научный интерес?

Для обучающихся и выпускников магистратуры

  1. Дайте анализ особенности языковой ситуации в вашем регионе. Для этого ответьте в том числе на следующие вопросы: 1) одноязычным или многоязычным является социум? 2) какие примеры социального расслоения в регионе вы могли бы привести? 3) имеют ли используемые в регионе языки тот или иной официальный статус? 4) какая языковая политика проводится региональными властями? 5) Как вы оцениватете перспективы развития языка в регионе
  2. Проведите исследование и ответьте на вопрос «Как изменилась русская речь в последнее двадцатилетие»? Приведите примеры, прокомментируйте их. Выскажите свое отношение к описываемым процессам. В заключение дайте ответ на вопрос: должно ли а) общество, б) государство активно реагировать на протекающие языковые процессы?
  3. Составьте перечень возможных инициатив, актуальных для вашего региона (в области образования, языка СМИ и рекламы, делопроизводства, миграционной политики и др.), которые бы способствовали жизнеспособности и исполнению Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации»
  4. Исследуйте сетевые лингвистические ресурсы (в области избранной вами проблематики), дайте их анализ, постройте прогнозные карты использования и развития
  5. Предложите критический анализ одной из научных статей по избранной вами научной проблематике в области лингвитики (статья должна быть опубликована не ранее 2000 года)

 

После регистрации работу можно загрузить в любое время до 23:59 (МСК) 12 февраля 2018 года.

Объем текста работы не должен быть менее 27 000 печатных знаков (с пробелами) и не должен превышать 45 000 печатных знаков (с пробелами), включая оглавление, таблицы, список литературы и приложение.

Работа выполняется на языке профиля магистратуры/аспирантуры, куда участник собирается поступать (в случае использования результатов Олимпиады как индивидуальное достижение при поступлении).

Оформление:

  • Работа представляется на листах формата А4
  • Формат загружаемых материалов может быть выбран на усмотрение участника Олимпиады: *.doc(x) (если необходимо, использовать редактор формул Equation), *.pdf (допускается в виде отсканированных листов с текстом или решением, обязательным условием при отправке такого файла является принципиальная возможность прочтения отсканированного материала, желательно использование режима сканирования с разрешением 300 точек на дюйм)
  • Шрифт: Times New Roman (прямого начертания)
  • Кегль (размер) шрифта: 12, междустрочный интервал — 1.5
  • Первая строка абзаца печатается со стандартным отступом (15-17 мм)
  • Поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 15 мм
  • Список использованной литературы даётся в строго алфавитном порядке по фамилии автора или (при отсутствии автора) по названию работы. Иной порядок не допускается. Возможно подразделение списка на печатные, интернет-источники, архивные и иные справочные материалы. Алфавитный порядок в каждом из разделов сохраняется. Нумерация источников сквозная. Ссылки в тексте оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008.
  • Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация страниц — сквозная, включая таблицы и рисунки. Рисунки и таблицы должны иметь заголовки и нумерацию, если их количество более одного (одной). В случае использования материала из печатного или электронного издания должна быть ссылка на источник, который включается в список использованной литературы.
  • Любые цитаты должны заключаться в кавычки и сопровождаться ссылкой на источник. Ссылки на использованную литературу и источники оформляются в виде пронумерованных постраничных сносок. Сноски нумеруются подряд, с начала главы (сквозная нумерация). Искажение текста оригинала на русском языке не допускается; перевод цитируемого текста на иностранном языке должен полностью передавать смысл цитируемого высказывания. В случае обнаружения дословных или близких к тексту заимствований из Интернет-ресурсов или произведений других авторов, не заключенных в кавычки и не сопровождаемых ссылкой на источник, работа получает оценку «неудовлетворительно».

В тексте работы, в названии, в свойствах загружаемого файла не должно быть сведений, позволяющих установить автора работы — проверка осуществляется в режиме скрытого авторства. Участники указывают имя только при регистрации на сайте.

Недопустимо наличие в работе плагиата. Если в ходе проверки в тексте работы будут найдены неправомерные заимствования из работ других авторов (цитаты, не оформленные как цитаты) работа будет снята с конкурса, участнику будет выставлено по итогам отборочного этапа 0 баллов.

Критерии оценивания эссе:

Критерии оценивания

Максимальный балл

ясность изложения содержания

4

работа является авторской, соблюдены правила цитирования, работа удовлетворяет требованиям антиплагиата

3

цель исследования представляет академический или методический интерес

4

методология исследования ясна и логична

4

ссылки на аналитические материалы и публикации на родном и иностранном языках

3

обозначение методов исследования

4

аргументированность выводов и наличие доказательной базы (доводы, аргументы, примеры из собственного исследования или анализ кейсов)

4

потенциал результатов исследования для данной научной области

4

возможность практического применения предполагаемых результатов

4

стилистика изложения соответствует академическому или научно-публицистическому стилю

4

грамотность письменной речи

4

оформление работы в соответствии с правилами регламента олимпиады

4

Работа демонстрирует компетентность автора достаточную для прохождения в следующий тур

4

Максимальная сумма баллов

50

 

Зачет результатов производится отдельно для двух групп участников:

  • обучающихся и выпускников бакалавриата/специалитета
  • обучающихся и выпускников магистратуры

 

Заключительный этап

К участию в заключительном этапе Олимпиады допускаются участники Олимпиады, набравшие не менее 35 баллов по результатам отборочного этапа

Заключительный этап проходит очно и состоит из публичной защиты работы, представленной на отборочном этапе и дополнительного письменного испытания.

На заключительный этап участник также представляет свои научные достижения: публикации, дипломы, сертификаты и т.п.

 

Защита работ

 

Зашита представляет собой доклад, в котором должны быть отражены основные положения представленного академического эссе. Продолжительность — 10 минут. Доклад должен сопровождаться презентацией, выполненной в любой программе по выбору участника (например, Microsoft PowerPoint), также участники могут использовать раздаточные материалы, выполненные на бумаге.

Защита проходит перед членами Жюри Олимпиады. Во время выступления участника в аудитории должно присутствовать не менее трех членов Жюри.

Критерии оценивания выступления на защите:

Критерии оценивания

Максимальный балл

I. Полнота доклада и логичность доклада

11 баллов

Четкость и лаконичность формулировок целей и задач исследования

3

Логика теоретических предпосылок

2

Четкое обозначение основных тезисов

2

Четкое обозначение результатов исследования

2

Согласованность целей, задачей и исследовательских выводов

2

II. Культура оформления презентации и/или раздаточного материала

10 баллов

Читаемая композиция текста на слайде или в раздаточных материалах

2

Грамотность текста презентации

2

Иллюстрации (таблицы, рисунки, фотографии или видео) к докладу помогают понять суть выступления

2

Грамотность и выразительность речи докладчика

2

Соблюдение временного регламента выступления

2

III. Научный потенциал, владение темой и ведение научной дискуссии

9 баллов

Умение оперировать знанием современных теорий и концепций

2

Умение сравнивать и оценивать различные научные подходы

2

Способность к междисциплинарному мышлению, т.е. к связи своих результатов с результатами исследований в смежных областях

2

Научный потенциал автора, подтвержденный наличием публикаций, сертификатов, дипломов, документов об участие в грантах и научно-исследовательских проектах

3

Максимальная сумма баллов

30

 

Дополнительное вступительное испытание

 

Дополнительное вступительное испытание представляет собой развернутый ответ на вопрос в письменной форме.

Продолжительность выполнения дополнительного письменного испытания составляет 1 академический час (45 минут).

Задание можно выполнить на выданных бланках только черной или синей ручкой, нельзя использовать корректирующие средства. Не допускается наличие у участников в период проведения заключительного этапа любых электронных устройств (в том числе мобильных телефонов, калькуляторов, планшетных компьютеров и т.д.), за исключением устройств, используемых лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Все работы проходят процедуру шифрования и проверяются Жюри в обезличенном виде. На бланках с решениями не должно быть пометок, позволяющих определить личность участника, написавшего работу. В противном случае работа не проверяется, участнику выставляется 0 баллов за заключительный этап.

Критерии оценивания дополнительного письменного испытания:

Критерии оценивания

Максимальный балл

ясность изложения ответа

3

соблюдены правила цитирования, работа удовлетворяет требованиям антиплагиата

2

четкое обозначение основных тезисов ответа на вопрос

2

логичность композиции ответа

3

наличие аргументации (доводы, аргументы, примеры, кейсы)

2

стилистика изложения соответствует академическому или научно-публицистическому стилю

3

грамотность письменной речи

2

общее впечатление от ответа

3

максимальная сумма баллов

20

 

Результаты заключительного этапа определяются по итогам двух испытаний (сумма баллов за защиту и дополнительное письменное испытание).

Зачет результатов производится отдельно для двух групп участников:

  • обучающихся и выпускников бакалавриата/специалитета
  • обучающихся и выпускников магистратуры

 

Определение победителей и призеров Олимпиады

 

Результаты Олимпиады определяются путем суммирования баллов, полученных участником на всех этапах Олимпиады

Победителями Олимпиады считаются участники, набравшие не менее 80 баллов, но не более 5 % от числа лиц, принимавших участие во всех этапах.

Призерами Олимпиады считаются участники, набравшие не менее 70 баллов, но не более 15 % от числа лиц, принимавших участие во всех этапах.

Ранжирование участников в случае равенства суммы набранных баллов осуществляется в следующей последовательности:

  • по убыванию баллов, полученных по результатам отборочного этапа
  • при равенстве баллов, полученных по результатам отборочного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа (защиты работы)
  • при равенстве баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 2 части заключительного этапа (дополнительного письменного испытания)

 

 


Контактная информация

Написать координатору Олимпиады по лингвистике: linguistics.psrs@spbu.ru