Подобно многим гуманитарным сферам знания, филология и лингвистика предоставляют неисчерпаемое поле для научной работы, так как язык и литература постоянно меняются, что открывает новые возможности для исследований. Поэтому изучение языка и литературы всегда будет оставаться перспективным направлением работы для талантливых исследователей. Олимпиады СПбГУ по филологии и лингвистике позволят участникам продемонстрировать способности проведения и оформления научных исследований, способности публичного представления результатов свей работы. В отличие от формата конференции, где представляются результаты исследований самостоятельно выбранного объекта, формат олимпиады ограничивает выбор тем, что позволит участникам продемонстрировать широту своих знаний и способность легко ориентироваться в избранной научной сфере даже за пределами узкого направления собственных научных интересов.

 


Особенности проведения Олимпиады

 

Отборочный этап

Отборочный этап проходит дистанционно в период с 15 октября 2018 года до 22 февраля 2019 года.

Участники должны написать академическое эссе (проектную или исследовательскую работу) и представить его через дистанционную систему проведения Олимпиады. Для доступа к системе необходимо заполнить анкету в Личном кабинете и подать заявку на участие в Олимпиаде. Обучающиеся СПбГУ для входа в Личный кабинет могут использовать имеющуюся учетную запись (st000000), обучающиеся других учебных заведений должны пройти процедуру регистрации и получить персональный логин (ol000000) и пароль для входа в Личный кабинет и для доступа к дистанционной системе проведения Олимпиады.

Академическое эссе предполагает: анализ теоретических подходов к проблеме, актуализацию противоречий, обозначение собственной научной позиции; аргументацию суждений с помощью теоретических и/или эмпирических методов исследования; наличие выводов исследования.

 

Темы академических эссе

Для обучающихся и выпускников бакалавриата и специалитета

  1. Как изменилась русская речь за последние двадцать лет?
  2. Каковы особенности развития русского литературного языка в последние 250 лет?
  3. Какова социально-политическая и геополитическая функция закона «О государственном языке Российской Федерации»?
  4. Как Вы понимаете смысл понятия «языковая политика» в контексте истории и культуры нашего государства?
  5. Может ли исчезнуть профессия «переводчик» в будущем?
  6. Для решения каких исследовательских задач используются методы фонетических исследований (приведите анализ для нескольких групп методов)?
  7. В чем преимущества и риски изучения русского языка как иностранного?
  8. Какие проблемы межкультурной коммуникации наиболее актуальны в настоящее время?
  9. Почему и зачем лингвисты изучают детскую речь?

Для обучающихся и выпускников магистратуры

  1. Проанализируйте особенности языковой ситуации в Вашем регионе, ответив в том числе на следующие вопросы: 1) одноязычным или многоязычным является социум? 2) какие примеры социального расслоения в регионе Вы могли бы привести? 3) имеют ли используемые в регионе языки тот или иной официальный статус? 4) какая языковая политика проводится региональными властями?
  2. Проведите исследование на тему «Как изменилась русская речь в последнее двадцатилетие»? Приведите примеры, прокомментируйте их. Выразите свое отношение к описываемым процессам.
  3. Составьте перечень возможных инициатив, актуальных для Вашего региона (в области образования, языка СМИ и рекламы, делопроизводства, миграционной политики и др.), которые бы способствовали жизнеспособности и исполнению Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».
  4. Проанализируйте лингвистические ресурсы в области избранной Вами проблематики; прокомментируйте возможные пути их использования в научной и практической деятельности; предложите актуальные направления развития сетевых лингвистических ресурсов.
  5. Предложите критический анализ одной из научных статей по избранной Вами научной проблематике в области лингвистики (статья должна быть опубликована не ранее 2007 года).
  6. Сделайте критический обзор русскоязычных научно-популярных проектов, посвященных лингвистике (книг, сетевых ресурсов, мероприятий и т.п.), и предложите Ваше видение того, как можно рассказать о лингвистике в научно-популярной форме.

После регистрации работу можно загрузить в любое время до 23:59 (МСК) 22 февраля 2019 года.

Объем текста работы не должен быть менее 27 000 печатных знаков (с пробелами) и не должен превышать 45 000 печатных знаков (с пробелами), включая оглавление, таблицы, список литературы и приложение.

Работа выполняется на языке профиля магистратуры/аспирантуры, куда участник собирается поступать (в случае использования результатов Олимпиады как индивидуальное достижение при поступлении).

 

Оформление
  • Работа представляется на листах формата А4
  • Формат загружаемых материалов может быть выбран на усмотрение участника Олимпиады: *.doc(x)(если необходимо, использовать редактор формул Equation), *.pdf (допускается в виде отсканированных листов с текстом или решением, обязательным условием при отправке такого файла является принципиальная возможность прочтения отсканированного материала, желательно использование режима сканирования с разрешением 300 точек на дюйм)
  • Шрифт: Times New Roman (прямого начертания)
  • Кегль (размер) шрифта: 12, междустрочный интервал — 1.5
  • Первая строка абзаца печатается со стандартным отступом (15-17 мм)
  • Поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 15 мм
  • Список использованной литературы даётся в строго алфавитном порядке по фамилии автора или (при отсутствии автора) по названию работы. Иной порядок не допускается. Возможно подразделение списка на печатные, интернет-источники, архивные и иные справочные материалы. Алфавитный порядок в каждом из разделов сохраняется. Нумерация источников сквозная. Ссылки в тексте оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008.
  • Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация страниц — сквозная, включая таблицы и рисунки. Рисунки и таблицы должны иметь заголовки и нумерацию, если их количество более одного (одной). В случае использования материала из печатного или электронного издания должна быть ссылка на источник, который включается в список использованной литературы.
  • Любые цитаты должны заключаться в кавычки и сопровождаться ссылкой на источник. Ссылки на использованную литературу и источники оформляются в виде пронумерованных постраничных сносок. Сноски нумеруются подряд, с начала главы (сквозная нумерация). Искажение текста оригинала на русском языке не допускается; перевод цитируемого текста на иностранном языке должен полностью передавать смысл цитируемого высказывания. В случае обнаружения дословных или близких к тексту заимствований из Интернет-ресурсов или произведений других авторов, не заключенных в кавычки и не сопровождаемых ссылкой на источник, работа получает оценку «неудовлетворительно».

В тексте работы, в названии, в свойствах загружаемого файла не должно быть сведений, позволяющих установить автора работы — проверка осуществляется в режиме скрытого авторства. Участники указывают имя только при регистрации на сайте.

Недопустимо наличие в работе плагиата. Если в ходе проверки в тексте работы будут найдены неправомерные заимствования из работ других авторов (цитаты, не оформленные как цитаты) работа будет снята с конкурса, участнику будет выставлено по итогам отборочного этапа 0 баллов.

Критерии оценивания эссе

Критерии оценивания

Максимальный балл

Ясность изложения содержания.

5

Работа является авторской, соблюдены правила цитирования,

4

Цель исследования представляет академический или методический интерес.

4

Методология исследования ясна и логична.

4

Ссылки на аналитические материалы и публикации на родном и иностранном языках.

4

Обозначение методов исследования.

4

Аргументированность выводов и наличие доказательной базы (доводы, аргументы, примеры из собственного исследования или анализ кейсов).

5

Потенциал результатов исследования для данной научной области.

4

Возможность практического применения предполагаемых результатов.

4

Стилистика изложения соответствует академическому или научно-публицистическому стилю.

4

Грамотность письменной речи.

4

Оформление работы в соответствии соответствует требованиям (п. 3.12)

4

Максимальная сумма баллов.

50

 

Зачет результатов производится отдельно для двух групп участников

  • обучающихся и выпускников бакалавриата/специалитета
  • обучающихся и выпускников магистратуры

 

Заключительный этап

К участию в заключительном этапе Олимпиады допускаются участники Олимпиады, набравшие не менее 35 баллов по результатам отборочного этапа

Заключительный этап проходит очно и состоит из публичной защиты работы, представленной на отборочном этапе и дополнительного письменного испытания.

На заключительный этап участник также представляет свои научные достижения: публикации, дипломы, сертификаты и т.п.

 

Защита работ

Зашита представляет собой доклад, в котором должны быть отражены основные положения представленного академического эссе. Продолжительность — 10 минут. Доклад должен сопровождаться презентацией, выполненной в любой программе по выбору участника (например, Microsoft PowerPoint), также участники могут использовать раздаточные материалы, выполненные на бумаге.

Защита проходит перед членами Жюри Олимпиады. Во время выступления участника в аудитории должно присутствовать не менее трех членов Жюри.

Критерии оценивания выступления на защите:

Критерии оценивания

Максимальный балл

I. Полнота доклада и логичность доклада

20 баллов

Четкость и лаконичность формулировок целей и задач исследования.

4

Логика теоретических предпосылок.

4

Четкое обозначение основных тезисов.

4

Четкое обозначение результатов исследования.

4

Согласованность целей, задачей и исследовательских выводов.

4

II. Культура оформления презентации и/или раздаточного материала

10 баллов

Читаемая композиция текста на слайде или в раздаточных материалах.

2

Грамотность текста презентации.

2

Иллюстрации (таблицы, рисунки, фотографии или видео) к докладу помогают понять суть выступления.

2

Грамотность и выразительность речи докладчика.

2

Соблюдение временного регламента выступления.

2

III. Научный потенциал, владение темой и ведение научной дискуссии

20 баллов

Умение оперировать знанием современных теорий и концепций.

8

Умение сравнивать и оценивать различные научные подходы.

8

Способность к междисциплинарному мышлению, т.е. к связи своих результатов с результатами исследований в смежных областях.

4

Максимальная сумма баллов

50

 

Определение победителей и призеров Олимпиады

Результаты Олимпиады определяются путем суммирования баллов, полученных участником на всех этапах Олимпиады

Победителями Олимпиады считаются участники, набравшие не менее 80 баллов, но не более 5 % от числа лиц, принимавших участие во всех этапах.

Призерами Олимпиады считаются участники, набравшие не менее 70 баллов, но не более 15 % от числа лиц, принимавших участие во всех этапах.

Ранжирование участников в случае равенства суммы набранных баллов осуществляется в следующей последовательности:

  • по убыванию баллов, полученных по результатам отборочного этапа
  • при равенстве баллов, полученных по результатам отборочного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа (защиты работы)

при равенстве баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 2 части заключительного этапа (дополнительного письменного испытания) 

 


Контактная информация

Написать координатору Олимпиады по лингвистике: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.