Отборочный этап

Отборочный этап проходит в заочном формате в период с 1 ноября 2023 года по 26 февраля 2024 года.

Участники должны написать исследовательскую работу и представить ее через дистанционную систему проведения Олимпиады. Для доступа к системе необходимо заполнить анкету в Личном кабинете участника Олимпиады и подать заявку на участие в Олимпиаде.

После регистрации работу можно загрузить в любое время до 23:59 (по московскому времени) 26 февраля 2024 года.

Объем текста работы не должен быть менее 27 000 печатных знаков (с пробелами) и не должен превышать 45 000 печатных знаков (с пробелами), включая оглавление, таблицы, список литературы и приложение.

Исследовательская работа предполагает: анализ теоретических подходов к проблеме, актуализацию противоречий, обозначение собственной научной позиции; аргументацию суждений с помощью теоретических и/или эмпирических методов исследования; наличие выводов исследования. В том случае, если основой для представленной на конкурс работы стала бакалаврская или магистерская выпускная квалификационная работа участника, об этом необходимо указать во введении представленной на конкурс работы.

Представляемая работа не должна содержать сведений, позволяющих установить авторство работы (фамилию, имя, отчество участника, и др.). Информация об авторе не должна содержаться в свойствах представленного файла. В противном случае за работу выставляется 0 баллов.

Участники Олимпиады могут самостоятельно сформулировать тему работы отборочного этапа или выбрать среди предлагаемых тем. Работа может быть выполнена на русском или иностранном языке (французский, немецкий, английский).

Темы исследовательских работ

Для обучающихся и выпускников бакалавриата

  1. Какие активные процессы можно наблюдать в лексике и фразеологии русского или другого изучаемого вами языка?
  2. Какие активные процессы можно наблюдать в грамматике русского или другого изучаемого вами языка?
  3. Для решения каких исследовательских задач используются методы фонетических исследований (приведите анализ для нескольких групп методов)?
  4. Можно ли говорить о размывании нормы в русском языке?
  5. Какие новые «языки» возникли в последние двадцать лет?
  6. Языковая политика в отношении региональных языков и языков меньшинств.
  7. Как изменения в культуре влияют на язык и речь?
  8. С какими актуальными проблемами перевода вы столкнулись в практической деятельности, и какие пути решения этих проблем вы можете предложить?
  9. Причины коммуникативных неудач при общении на иностранном языке и способы их преодоления.
  10. Речь билингвов vs речь монолингвов.
  11. Какие особенности детской речи могут быть интересны лингвистам?
  12. Как лучше обучать грамматике иностранного языка?

Для обучающихся и выпускников специалитета и магистратуры

  1. Проанализируйте лингвистические ресурсы в области избранной вами проблематики; прокомментируйте возможные пути их использования в научной и практической деятельности; предложите актуальные направления развития сетевых лингвистических ресурсов.
  2. Сделайте критический обзор русскоязычных научно-популярных проектов, посвященных лингвистике (книг, сетевых ресурсов, мероприятий и т. п.), и предложите описание собственного научно-популярного проекта по лингвистике.
  3. Предложите критический анализ одной из научных статей по избранной вами научной проблематике в области лингвистики (статья должна быть опубликована не ранее 2013 года).

Максимальная сумма баллов, которую участники могут получить по результатам отборочного этапа —­ 50 баллов.

Окончательные результаты отборочного этапа Олимпиады публикуются на официальном портале СПбГУ в разделе, посвященном Олимпиаде, не позднее 29 марта 2024 года.

Заключительный этап

Заключительный этап проходит в очной форме (с применением дистанционных технологий) и включает защиту представленной на отборочном этапе работы.

При защите участник Олимпиады выступает с докладом продолжительностью не более 10 минут. В противном случае члены Жюри имеют право прервать выступление участника. Доклад должен сопровождаться презентацией, выполненной с помощью программ или сервисов для создания презентаций (например, Microsoft PowerPoint), и, по желанию участника, также демонстрацией авторских материалов (авторских карт, графиков, диаграмм и т. п.).

В ходе защиты (в докладе, в презентации и в дополнительных материалах, используемых участником) не допускается указание сведений, позволяющих установить личность автора работы (фамилия, имя, отчество и иные сведения). В противном случае участнику будет выставлено 0 баллов по итогам заключительного этапа.

После доклада участник Олимпиады отвечает на вопросы членов Жюри.

 

Критерии оценивания защит

Критерии оценивания

Максимальный балл

I. Полнота доклада и логичность доклада

20 баллов

Четкость и лаконичность формулировок целей и задач исследования

4

Логика теоретических предпосылок

4

Четкое обозначение основных тезисов

4

Четкое обозначение результатов исследования

4

Согласованность целей, задач и исследовательских выводов

4

II. Культура оформления презентации и/или раздаточного материала

10 баллов

Читаемая композиция текста на слайде или в раздаточных материалах

2

Грамотность текста презентации

2

Иллюстрации (таблицы, рисунки, фотографии или видео) к докладу помогают понять суть выступления

2

Грамотность и выразительность речи докладчика

2

Соблюдение временного регламента выступления

2

III. Научный потенциал, владение темой и ведение научной дискуссии

20 баллов

Умение оперировать знанием современных теорий и концепций

8

Умение сравнивать и оценивать различные научные подходы

8

Способность к междисциплинарному мышлению, т.е. к связи своих результатов с результатами исследований в смежных областях

4

Максимальная сумма баллов

50 баллов

 

Определение победителей и призеров Олимпиады

Итоговые результаты Олимпиады определяются путем суммирования баллов, полученных участником в ходе отборочного и заключительного этапов. Отдельно определяются результаты для двух групп участников:

  • обучающихся и выпускников бакалавриата
  • обучающихся и выпускников специалитета / магистратуры

Победителями считаются первые три участника каждой группы, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 85 баллов.

Призерами считаются следующие пять участников каждой группы, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 70 баллов.