Студенческая Олимпиада по социальным наукам предоставляет участникам возможность показать знания в сфере социологии и социальной работы, способности научно-исследовательской работы, а также представить результаты своих собственных научных исследований. Олимпиада включает ответы на вопросы и представление собственного научно-исследовательского проекта. Такая форма проведения позволит оценить эрудицию участников, знакомство с социологическими концепциями и теориями, владение актуальной ситуацией в российском и мировом обществе, навыки ведения научно-исследовательской работы.
Особенности проведения Олимпиады
Отборочный этап
Отборочный этап проходит дистанционно в период с 16 октября 2017 года до 12 февраля 2018 года.
Отборочный этап предполагает написание исследовательской работы. Участник может выбрать любую тему из предложенных или самостоятельно сформулировать в рамках предложенной области знаний.
Темы исследовательских работ (отборочный этап)
- Социология
- Для обучающихся и выпускников бакалавриата и специалитета
- Как интерпретируется понятие «социальное пространство» в современной социологии?
- Какие идеи русских социологов XIX — начала XX актуальны для объяснения процессов в современной России?
- Какие возможности для проведения эмпирических исследований открывают социальные сети в Интернете?
- Какие виды мониторинга социальных процессов осуществляются в современной России и в чем их задачи и роль в решении социальных проблем?
- Для обучающихся и выпускников магистратуры
- Как трансформировалось понятие «неравенство» в социологии за два столетия?
- Каковы преимущества и недостатки визуальных методов в сравнении с опросными методами в социологии?
- Какое влияние на социализацию молодежи оказывает развитие коммуникаций в Интернете?
- Какие исследовательские возможности и методологические проблемы возникают у социологов при использовании «больших данных» (Big Data)?
- Для обучающихся и выпускников бакалавриата и специалитета
- Социальная работа
- Для обучающихся и выпускников бакалавриата и специалитета
- Бедность и социальное исключение
- Организация сетей социальной поддержки
- Понятие качества социальных услуг
- Информационные технологии в социальной работе
- Для обучающихся и выпускников магистратуры
- Риски маргинализации российской молодежи
- Тенденции развития российской системы социального обслуживания
- Системно—экологический подход в социальной работе
- Социальное партнерство в решении социальных проблем
- Для обучающихся и выпускников бакалавриата и специалитета
Представить работу необходимо через дистанционную систему проведения Олимпиады, для доступа к которой необходимо заполнить анкету в Личном кабинете и подать заявку на участие в Олимпиаде. Обучающиеся СПбГУ для входа в Личный кабинет могут использовать имеющуюся учетную запись (st000000), обучающиеся других учебных заведений должны пройти процедуру регистрации и получить персональный логин (ol000000) и пароль для входа в Личный кабинет и для доступа к дистанционной системе проведения Олимпиады.
После получения доступа к дистанционной системе работу можно загрузить в любое время до 23:59 (МСК) 12 февраля 2018 года.
Работа отборочного этапа может быть основана на оригинальных материалах, полученных автором в ходе научных исследований или при работе с различными базами данных. Работа может быть также представлена в виде обзора литературных источников, однако она должна представлять собой результат самостоятельного исследования автора в рамках выбранной темы. Работа может содержать рисунки и таблицы. Участником может быть представлено любое самостоятельное исследование, относящееся к соответствующей научной области, в том числе опубликованное в научном или периодическом издании (журнал, сборник статей и др.); к рассмотрению не принимаются публикации, написанные в соавторстве.
Объем текста работы не должен быть менее 2 700 печатных знаков (с пробелами) и не должен превышать 4 500 печатных знаков (с пробелами), включая оглавление, таблицы, список литературы и приложение.
Структура работы:
- Название
- Оглавление
- Введение, содержащее обоснование актуальности, новизны, цели, задач и методологии исследования
- Основная часть (возможна разбивка на несколько разделов), включая краткий обзор литературы, систематизацию и определение ключевых понятий; подробную характеристику методологии (может содержать исследуемые гипотезы, материалы, методы) и описание полученных результатов
- Заключение, содержащее выводы, обоснование практической и/или теоретической значимости работы
- Список использованных источников
Оформление работы:
- pабота представляется на листах формата А4
- формат загружаемых материалов может быть выбран на усмотрение участника Олимпиады: *.doc(x) (если необходимо, использовать редактор формул Equation), *.pdf (допускается в виде отсканированных листов с текстом или решением, обязательным условием при отправке такого файла является принципиальная возможность прочтения отсканированного материала, желательно использование режима сканирования с разрешением 300 точек на дюйм)
- шрифт: Times New Roman (прямого начертания)
- кегль (размер) шрифта: 12, междустрочный интервал — 1,5
- первая строка абзаца печатается со стандартным отступом (15-17 мм)
- поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 15 мм
- список использованной литературы даётся в строго алфавитном порядке по фамилии автора или (при отсутствии автора) по названию работы; возможно подразделение списка на печатные, интернет-источники, архивные и иные справочные материалы; алфавитный порядок в каждом из разделов сохраняется; нумерация источников сквозная; ссылки в тексте оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008
- страницы работы нумеруются арабскими цифрами; нумерация страниц — сквозная, включая таблицы и рисунки; рисунки и таблицы должны иметь заголовки и нумерацию, если их количество более одного (одной); в случае использования материала из печатного или электронного издания должна быть ссылка на источник, который включается в список использованной литературы
- любые цитаты должны заключаться в кавычки и сопровождаться ссылкой на источник. Ссылки на использованную литературу и источники оформляются в виде пронумерованных постраничных сносок. Сноски нумеруются подряд, с начала главы (сквозная нумерация). Искажение текста оригинала на русском языке не допускается; перевод цитируемого текста на иностранном языке должен полностью передавать смысл цитируемого высказывания.
Критерии оценивания |
Максимальный балл |
ясность и структурированность изложения содержания, логичность |
5 |
соответствие разрабатываемой проблемы выбранной теме |
5 |
цель исследования представляет академический или методический интерес |
5 |
методология исследования ясна и логична |
5 |
присутствуют ссылки на аналитические материалы и публикации на родном и иностранном языках, работа является авторской, соблюдены правила цитирования |
5 |
аргументированность выводов и наличие доказательной базы (доводы, аргументы, примеры из собственного исследования или анализ кейсов) |
5 |
потенциал результатов исследования для данной научной области |
5 |
практическая значимость работы |
5 |
стилистика изложения соответствует академическому или научно-публицистическому стилю |
5 |
грамотность письменной речи |
3 |
оформление работы в соответствии с правилами регламента олимпиады |
2 |
максимальная сумма баллов |
50 |
Зачет результатов производится отдельно для двух групп участников:
- обучающихся и выпускников бакалавриата/специалитета
- обучающихся и выпускников магистратуры
Заключительный этап
К участию в заключительном этапе Олимпиады допускаются участники Олимпиады, набравшие не менее 35 баллов по результатам отборочного этапа.
Заключительный этап включает представление и защиту исследовательского проекта и дополнительное письменное испытание.
Научный проект
Участники заключительного этапа должны через дистанционную систему проведения Олимпиады представить исследовательский проект, подготовленный по итогам собственной научной деятельности. Работы должны быть загружены в систему не позднее, чем за 10 дней до даты проведения защиты. Дата проведения будет объявлена не позднее 28 февраля 2017 г.
Объем работы — не более 27 000 печатных знаков (с пробелами), включая название, оглавление и список литературы.
Структура и содержание:
Научный проект должен содержать следующие части:
- Название проекта
- Оглавление
- Постановка проблемы, на решение которой направлен проект (краткий литературный обзор состояния проблемного поля с опорой на современные источники, в котором сформулированы: возможные противоречия в результатах/ нерешенные вопросы в данной области/ обоснована необходимость проведения именно этого исследования)
- Определение ключевых понятий
- Цель и задачи исследования
- Исследовательская гипотеза/гипотезы
- Описание макета исследования, нацеленного на проверку данной гипотезы (основные переменные, предполагаемая выборка и критерии ее отбора, стимульный материал, инструкции испытуемым, аппаратура, методы и процедуры сбора данных, предполагаемые методы обработки данных)
- Ожидаемые или полученные результаты (с пояснением, в каком случае выдвинутая гипотеза считается подтвержденной, а в каком — нет)
- Обоснование теоретической и/или практической значимости проекта
- Список использованной литературы
Все работы проверяются на предмет наличия неправомерных заимствований. В случае обнаружения плагиата участник не допускается до защиты, по итогам заключительного этапа ему выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания |
Максимальный балл |
Научная и практическая значимость проекта: глубина проработанности проблемы, оригинальность и новизна представляемого проекта, соответствие предлагаемого решения проблемы сформулированным задачам и гипотезам, использование современных, в том числе иностранных литературных источников, владение современными социологическими теориями и методологическими подходами, оригинальность и новизна полученных результатов. Самостоятельность исследования, применимость на практике. |
10 |
Логичность: обоснованная и аргументированная программа исследовательского проекта, четкость и логичность формулировки научной проблемы и цели исследования, отсутствие логических ошибок, обоснованность выдвигаемых гипотез и их соответствие заявленной цели проекта, соблюдение внутренней логики исследования, соответствие предполагаемых методов обработки эмпирических данных и статистического анализа данных гипотезам и характеру данных. |
5 |
Коммуникативные навыки и общекультурный уровень: умение публично представлять результаты своей научной деятельности, умение излагать и отстаивать свою точку зрения, степень аргументации своей позиции, грамотность речи, использование профессионального языка. |
5 |
Уровень владения темой: полнота ответов на вопросы, умение сопоставить свои данные с результатами уже имеющихся исследований, умение сформулировать ограничения экстраполяции результатов собственного исследования и перспективы дальнейших исследований по представленной теме, умение сформулировать перспективы дальнейшего использования полученных результатов. |
5 |
Ориентация в профессиональной сфере: ориентация в актуальных проблемах и задачах профессиональной области и профессионального сообщества, знание современных достижений науки и образования, умение работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках, способность использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач. |
3 |
Оформление презентации: композиция презентации, подобранные рисунки и графики отвечают логике проекта и помогают понять суть выступления. |
2 |
Максимальная сумма баллов |
30 |
Загруженные в дистанционную систему проведения Олимпиады проекты в обезличенном виде передаются на проверку членам Жюри Олимпиады. Представляемая работа не должна содержать сведений, позволяющих установить личность участника. При этом допускается упоминание название университета, где участник обучается/обучался, мест прохождения практики.
Публичная защита проекта
В ходе защиты частник выступает с докладом о своей исследовательской работе, который должен содержать основные тезисы работы и выводы. Доклад должен сопровождаться презентацией, выполненной в любой программе по выбору участника (например, Microsoft PowerPoint), также участники могут использовать раздаточные материалы, выполненные на бумаге. Ход проведения заключительного этапа записывается на видео.
Продолжительность доклада — 10 минут.
Защита проходит перед членами Жюри Олимпиады. Во время выступления участника в аудитории должно присутствовать не менее трех членов Жюри.
Баллы за заключительный этап выставляются по итогам проверки проектов и их публичной защиты.
Критерии оценивания |
Максимальный балл |
Научная и практическая значимость проекта: глубина проработанности проблемы, оригинальность и новизна представляемого проекта, соответствие предлагаемого решения проблемы сформулированным задачам и гипотезам, использование современных, в том числе иностранных литературных источников, владение современными социологическими теориями и методологическими подходами, оригинальность и новизна полученных результатов. Самостоятельность исследования, применимость на практике. |
10 |
Логичность: обоснованная и аргументированная программа исследовательского проекта, четкость и логичность формулировки научной проблемы и цели исследования, отсутствие логических ошибок, обоснованность выдвигаемых гипотез и их соответствие заявленной цели проекта, соблюдение внутренней логики исследования, соответствие предполагаемых методов обработки эмпирических данных и статистического анализа данных гипотезам и характеру данных. |
5 |
Коммуникативные навыки и общекультурный уровень: умение публично представлять результаты своей научной деятельности, умение излагать и отстаивать свою точку зрения, степень аргументации своей позиции, грамотность речи, использование профессионального языка. |
5 |
Уровень владения темой: полнота ответов на вопросы, умение сопоставить свои данные с результатами уже имеющихся исследований, умение сформулировать ограничения экстраполяции результатов собственного исследования и перспективы дальнейших исследований по представленной теме, умение сформулировать перспективы дальнейшего использования полученных результатов. |
5 |
Ориентация в профессиональной сфере: ориентация в актуальных проблемах и задачах профессиональной области и профессионального сообщества, знание современных достижений науки и образования, умение работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках, способность использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач. |
3 |
Оформление презентации: композиция презентации, подобранные рисунки и графики отвечают логике проекта и помогают понять суть выступления. |
2 |
Максимальная сумма баллов |
30 |
Дополнительное письменное испытание
Дополнительное письменное испытание представляет собой ответ на вопрос в письменной форме, выполняется посредством дистанционной системы проведения Олимпиады.
Продолжительность выполнения дополнительного письменного испытания составляет 1 астрономический час (60 минут).
Критерии оценивания ответа на вопро |
Максимальный балл |
Ясность изложения ответа. |
3 |
Соблюдены правила цитирования. |
2 |
Четкое обозначение основных тезисов ответа на вопрос. |
5 |
Логичность композиции ответа. |
3 |
Наличие аргументации (доводы, аргументы, примеры, кейсы). |
5 |
Стилистика изложения соответствует академическому или научно-публицистическому стилю. |
1 |
Грамотность письменной речи. |
1 |
Максимальная сумма баллов. |
20 |
Зачет результатов производится отдельно для двух групп участников:
- обучающихся и выпускников бакалавриата/специалитета
- обучающихся и выпускников магистратуры
Определение победителей и призеров Олимпиады
Результаты Олимпиады определяются путем суммирования баллов, полученных участником на всех этапах Олимпиады
Победителями Олимпиады считаются участники, набравшие не менее 80 баллов, но не более 5 % от числа лиц, принимавших участие во всех этапах.
Призерами Олимпиады считаются участники, набравшие не менее 70 баллов, но не более 15 % от числа лиц, принимавших участие во всех этапах.
Ранжирование участников в случае равенства суммы набранных баллов осуществляется в следующей последовательности:
- по убыванию баллов, полученных по результатам отборочного этапа
- при равенстве баллов, полученных по результатам отборочного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа (защиты работы)
- при равенстве баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 2 части заключительного этапа (дополнительного письменного испытания)
Контактная информация
Написать координатору Олимпиады по социальным наукам: sociology.psrs@spbu.ru