Студенческая Олимпиада по социальным наукам предоставляет участникам возможность показать знания в сфере социологии и социальной работы, способности научно-исследовательской работы, а также представить результаты своих собственных научных исследований. Олимпиада включает ответы на вопросы и представление собственного научно-исследовательского проекта. Такая форма проведения позволит оценить эрудицию участников, знакомство с социологическими концепциями и теориями, владение актуальной ситуацией в российском и мировом обществе, навыки ведения научно-исследовательской работы.

 


Особенности проведения Олимпиады

 

Отборочный этап

 

Отборочный этап проходит дистанционно в период с 16 октября 2017 года до 12 февраля 2018 года.

Отборочный этап предполагает написание исследовательской работы. Участник может выбрать любую тему из предложенных или самостоятельно сформулировать в рамках предложенной области знаний.

 

Темы исследовательских работ (отборочный этап)

  • Социология
    • Для обучающихся и выпускников бакалавриата и специалитета
      • Как интерпретируется понятие «социальное пространство» в современной социологии?
      • Какие идеи русских социологов XIX — начала XX актуальны для объяснения процессов в современной России?
      • Какие возможности для проведения эмпирических исследований открывают социальные сети в Интернете?
      • Какие виды мониторинга социальных процессов осуществляются в современной России и в чем их задачи и роль в решении социальных проблем?
    • Для обучающихся и выпускников магистратуры
      • Как трансформировалось понятие «неравенство» в социологии за два столетия?
      • Каковы преимущества и недостатки визуальных методов в сравнении с опросными методами в социологии?
      • Какое влияние на социализацию молодежи оказывает развитие коммуникаций в Интернете?
      • Какие исследовательские возможности и методологические проблемы возникают у социологов при использовании «больших данных» (Big Data)?
  • Социальная работа
    • Для обучающихся и выпускников бакалавриата и специалитета
      • Бедность и социальное исключение
      • Организация сетей социальной поддержки
      • Понятие качества социальных услуг
      • Информационные технологии в социальной работе
    • Для обучающихся и выпускников магистратуры
      • Риски маргинализации российской молодежи
      • Тенденции развития российской системы социального обслуживания
      • Системно—экологический подход в социальной работе
      • Социальное партнерство в решении социальных проблем

 

Представить работу необходимо через дистанционную систему проведения Олимпиады, для доступа к которой необходимо заполнить анкету в Личном кабинете и подать заявку на участие в Олимпиаде. Обучающиеся СПбГУ для входа в Личный кабинет могут использовать имеющуюся учетную запись (st000000), обучающиеся других учебных заведений должны пройти процедуру регистрации и получить персональный логин (ol000000) и пароль для входа в Личный кабинет и для доступа к дистанционной системе проведения Олимпиады.

После получения доступа к дистанционной системе работу можно загрузить в любое время до 23:59 (МСК) 12 февраля 2018 года.

Работа отборочного этапа может быть основана на оригинальных материалах, полученных автором в ходе научных исследований или при работе с различными базами данных. Работа может быть также представлена в виде обзора литературных источников, однако она должна представлять собой результат самостоятельного исследования автора в рамках выбранной темы. Работа может содержать рисунки и таблицы. Участником может быть представлено любое самостоятельное исследование, относящееся к соответствующей научной области, в том числе опубликованное в научном или периодическом издании (журнал, сборник статей и др.); к рассмотрению не принимаются публикации, написанные в соавторстве.

Объем текста работы не должен быть менее 27 000 печатных знаков (с пробелами) и не должен превышать 45 000 печатных знаков (с пробелами), включая оглавление, таблицы, список литературы и приложение.

 

Структура работы:

  • Название
  • Оглавление
  • Введение, содержащее обоснование актуальности, новизны, цели, задач и методологии исследования
  • Основная часть (возможна разбивка на несколько разделов), включая краткий обзор литературы, систематизацию и определение ключевых понятий; подробную характеристику методологии (может содержать исследуемые гипотезы, материалы, методы) и описание полученных результатов
  • Заключение, содержащее выводы, обоснование практической и/или теоретической значимости работы
  • Список использованных источников

Оформление работы:

  • pабота представляется на листах формата А4
  • формат загружаемых материалов может быть выбран на усмотрение участника Олимпиады: *.doc(x) (если необходимо, использовать редактор формул Equation), *.pdf (допускается в виде отсканированных листов с текстом или решением, обязательным условием при отправке такого файла является принципиальная возможность прочтения отсканированного материала, желательно использование режима сканирования с разрешением 300 точек на дюйм)
  • шрифт: Times New Roman (прямого начертания)
  • кегль (размер) шрифта: 12, междустрочный интервал — 1,5
  • первая строка абзаца печатается со стандартным отступом (15-17 мм)
  • поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 15 мм
  • список использованной литературы даётся в строго алфавитном порядке по фамилии автора или (при отсутствии автора) по названию работы; возможно подразделение списка на печатные, интернет-источники, архивные и иные справочные материалы; алфавитный порядок в каждом из разделов сохраняется; нумерация источников сквозная; ссылки в тексте оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008
  • страницы работы нумеруются арабскими цифрами; нумерация страниц — сквозная, включая таблицы и рисунки; рисунки и таблицы должны иметь заголовки и нумерацию, если их количество более одного (одной); в случае использования материала из печатного или электронного издания должна быть ссылка на источник, который включается в список использованной литературы
  • любые цитаты должны заключаться в кавычки и сопровождаться ссылкой на источник. Ссылки на использованную литературу и источники оформляются в виде пронумерованных постраничных сносок. Сноски нумеруются подряд, с начала главы (сквозная нумерация). Искажение текста оригинала на русском языке не допускается; перевод цитируемого текста на иностранном языке должен полностью передавать смысл цитируемого высказывания.

 

Критерии оценивания

Максимальный балл

ясность и структурированность изложения содержания, логичность

5

соответствие разрабатываемой проблемы выбранной теме

5

цель исследования представляет академический или методический интерес

5

методология исследования ясна и логична

5

присутствуют ссылки на аналитические материалы и публикации на родном и иностранном языках, работа является авторской, соблюдены правила цитирования

5

аргументированность выводов и наличие доказательной базы (доводы, аргументы, примеры из собственного исследования или анализ кейсов)

5

потенциал результатов исследования для данной научной области

5

практическая значимость работы

5

стилистика изложения соответствует академическому или научно-публицистическому стилю

5

грамотность письменной речи

3

оформление работы в соответствии с правилами регламента олимпиады

2

максимальная сумма баллов

50

 

Зачет результатов производится отдельно для двух групп участников:

  • обучающихся и выпускников бакалавриата/специалитета
  • обучающихся и выпускников магистратуры

 

Заключительный этап

 

К участию в заключительном этапе Олимпиады допускаются участники Олимпиады, набравшие не менее 35 баллов по результатам отборочного этапа.

Заключительный этап включает представление и защиту исследовательского проекта и дополнительное письменное испытание.

 

Научный проект

 

Участники заключительного этапа должны через дистанционную систему проведения Олимпиады представить исследовательский проект, подготовленный по итогам собственной научной деятельности. Работы должны быть загружены в систему не позднее, чем за 10 дней до даты проведения защиты. Дата проведения будет объявлена не позднее 28 февраля 2017 г.

Объем работы — не более 27 000 печатных знаков (с пробелами), включая название, оглавление и список литературы.

Структура и содержание:

Научный проект должен содержать следующие части:

  • Название проекта
  • Оглавление
  • Постановка проблемы, на решение которой направлен проект (краткий литературный обзор состояния проблемного поля с опорой на современные источники, в котором сформулированы: возможные противоречия в результатах/ нерешенные вопросы в данной области/ обоснована необходимость проведения именно этого исследования)
  • Определение ключевых понятий
  • Цель и задачи исследования
  • Исследовательская гипотеза/гипотезы
  • Описание макета исследования, нацеленного на проверку данной гипотезы (основные переменные, предполагаемая выборка и критерии ее отбора, стимульный материал, инструкции испытуемым, аппаратура, методы и процедуры сбора данных, предполагаемые методы обработки данных)
  • Ожидаемые или полученные результаты (с пояснением, в каком случае выдвинутая гипотеза считается подтвержденной, а в каком — нет)
  • Обоснование теоретической и/или практической значимости проекта
  • Список использованной литературы

Все работы проверяются на предмет наличия неправомерных заимствований. В случае обнаружения плагиата участник не допускается до защиты, по итогам заключительного этапа ему выставляется 0 баллов.

 

Критерии оценивания

Максимальный балл

Научная и практическая значимость проекта: глубина проработанности проблемы, оригинальность и новизна представляемого проекта, соответствие предлагаемого решения проблемы сформулированным задачам и гипотезам, использование современных, в том числе иностранных литературных источников, владение современными социологическими теориями и методологическими подходами, оригинальность и новизна полученных результатов. Самостоятельность исследования, применимость на практике.

10

Логичность: обоснованная и аргументированная программа исследовательского проекта, четкость и логичность формулировки научной проблемы и цели исследования, отсутствие логических ошибок, обоснованность выдвигаемых гипотез и их соответствие заявленной цели проекта, соблюдение внутренней логики исследования, соответствие предполагаемых методов обработки эмпирических данных и статистического анализа данных гипотезам и характеру данных.

5

Коммуникативные навыки и общекультурный уровень: умение публично представлять результаты своей научной деятельности, умение излагать и отстаивать свою точку зрения, степень аргументации своей позиции, грамотность речи, использование профессионального языка.

5

Уровень владения темой: полнота ответов на вопросы, умение сопоставить свои данные с результатами уже имеющихся исследований, умение сформулировать ограничения экстраполяции результатов собственного исследования и перспективы дальнейших исследований по представленной теме, умение сформулировать перспективы дальнейшего использования полученных результатов.

5

Ориентация в профессиональной сфере: ориентация в актуальных проблемах и задачах профессиональной области и профессионального сообщества, знание современных достижений науки и образования, умение работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках, способность использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач.

3

Оформление презентации: композиция презентации, подобранные рисунки и графики отвечают логике проекта и помогают понять суть выступления.

2

Максимальная сумма баллов

30

 

Загруженные в дистанционную систему проведения Олимпиады проекты в обезличенном виде передаются на проверку членам Жюри Олимпиады. Представляемая работа не должна содержать сведений, позволяющих установить личность участника. При этом допускается упоминание название университета, где участник обучается/обучался, мест прохождения практики.

 

Публичная защита проекта

 

В ходе защиты частник выступает с докладом о своей исследовательской работе, который должен содержать основные тезисы работы и выводы. Доклад должен сопровождаться презентацией, выполненной в любой программе по выбору участника (например, Microsoft PowerPoint), также участники могут использовать раздаточные материалы, выполненные на бумаге. Ход проведения заключительного этапа записывается на видео.

Продолжительность доклада — 10 минут.

Защита проходит перед членами Жюри Олимпиады. Во время выступления участника в аудитории должно присутствовать не менее трех членов Жюри.

Баллы за заключительный этап выставляются по итогам проверки проектов и их публичной защиты.

 

Критерии оценивания

Максимальный балл

Научная и практическая значимость проекта: глубина проработанности проблемы, оригинальность и новизна представляемого проекта, соответствие предлагаемого решения проблемы сформулированным задачам и гипотезам, использование современных, в том числе иностранных литературных источников, владение современными социологическими теориями и методологическими подходами, оригинальность и новизна полученных результатов. Самостоятельность исследования, применимость на практике.

10

Логичность: обоснованная и аргументированная программа исследовательского проекта, четкость и логичность формулировки научной проблемы и цели исследования, отсутствие логических ошибок, обоснованность выдвигаемых гипотез и их соответствие заявленной цели проекта, соблюдение внутренней логики исследования, соответствие предполагаемых методов обработки эмпирических данных и статистического анализа данных гипотезам и характеру данных.

5

Коммуникативные навыки и общекультурный уровень: умение публично представлять результаты своей научной деятельности, умение излагать и отстаивать свою точку зрения, степень аргументации своей позиции, грамотность речи, использование профессионального языка.

5

Уровень владения темой: полнота ответов на вопросы, умение сопоставить свои данные с результатами уже имеющихся исследований, умение сформулировать ограничения экстраполяции результатов собственного исследования и перспективы дальнейших исследований по представленной теме, умение сформулировать перспективы дальнейшего использования полученных результатов.

5

Ориентация в профессиональной сфере: ориентация в актуальных проблемах и задачах профессиональной области и профессионального сообщества, знание современных достижений науки и образования, умение работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках, способность использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач.

3

Оформление презентации: композиция презентации, подобранные рисунки и графики отвечают логике проекта и помогают понять суть выступления.

2

Максимальная сумма баллов

30

 

Дополнительное письменное испытание

 

Дополнительное письменное испытание представляет собой ответ на вопрос в письменной форме, выполняется посредством дистанционной системы проведения Олимпиады.

Продолжительность выполнения дополнительного письменного испытания составляет 1 астрономический час (60 минут).

 

Критерии оценивания ответа на вопро

Максимальный балл

Ясность изложения ответа.

3

Соблюдены правила цитирования.

2

Четкое обозначение основных тезисов ответа на вопрос.

5

Логичность композиции ответа.

3

Наличие аргументации (доводы, аргументы, примеры, кейсы).

5

Стилистика изложения соответствует академическому или научно-публицистическому стилю.

1

Грамотность письменной речи.

1

Максимальная сумма баллов.

20

 

Зачет результатов производится отдельно для двух групп участников:

  • обучающихся и выпускников бакалавриата/специалитета
  • обучающихся и выпускников магистратуры

 

Определение победителей и призеров Олимпиады

 

Результаты Олимпиады определяются путем суммирования баллов, полученных участником на всех этапах Олимпиады

Победителями Олимпиады считаются участники, набравшие не менее 80 баллов, но не более 5 % от числа лиц, принимавших участие во всех этапах.

Призерами Олимпиады считаются участники, набравшие не менее 70 баллов, но не более 15 % от числа лиц, принимавших участие во всех этапах.

Ранжирование участников в случае равенства суммы набранных баллов осуществляется в следующей последовательности:

  • по убыванию баллов, полученных по результатам отборочного этапа
  • при равенстве баллов, полученных по результатам отборочного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа (защиты работы)
  • при равенстве баллов, полученных по результатам 1 части заключительного этапа — по убыванию баллов, полученных по результатам 2 части заключительного этапа (дополнительного письменного испытания)

Контактная информация

Написать координатору Олимпиады по социальным наукам: sociology.psrs@spbu.ru