Задачами высшего образования являются не только получение обучающимися фундаментальных знаний, но и развитие у них умений и навыков исследовательской работы и творческого подхода к профессиональной деятельности. Олимпиада по истории призвана дать возможность студентам и выпускникам, которые планируют заниматься научной работой, продемонстрировать способности к проведению самостоятельных исследований и ясному, логичному изложению их результатов, умение структурировать и оформлять научный текст, а также показать широту своих профессиональных знаний.
Особенности проведения Олимпиады
Отборочный этап
Отборочный этап проходит дистанционно в период с 15.11.2024 по 18.02.2025.
После регистрации работу можно загрузить в любое время до 23:59 (по московскому времени) 18.02.2025. Работы, предоставленные позднее, не будут направлены на проверку Жюри.
Участники должны написать и представить исследовательскую работу в рамках одного из предложенных тематических направлений. При этом участник должен самостоятельно сформулировать в рамках избранного направления тему, соответствующую требованиям научной новизны и актуальности. В случае несоответствия темы ни одному из тематических направлений за работу автоматически выставляется 0 баллов.
В работе автор должен продемонстрировать представление о движущих силах и закономерностях исторического процесса, политической и социальной организации общества; знание современных подходов к изучению всеобщей и российской истории — историографии, знание основных источников по описываемой эпохе и особенностей работы с ними, знание общих тенденций, особенностей развития и проблем всеобщей и российской истории, знание методологических подходов, историографии, источников, литературы, владение основным понятийным аппаратом, используемым в исследованиях по всеобщей и российской истории.
Тематические направления
а) для обучающихся и выпускников программ бакалавриата, не обучающихся по программам специалитета и магистратуры и не имеющих диплом специалиста или магистра:
- Отечественное антиковедение: основные вехи становления, развитие и традиции научных школ. К 300-летию СПбГУ и 270-летию МГУ имени М. В. Ломоносова.
- К 300-летию СПбГУ: Отечественное средневековье в трудах представителей петербургской исторической школы.
- К 300-летию Российской Академии наук: Научные экспедиции Академии XVIII — начала XX в.
- Образ жизни человека пореформенной России.
- К 100-летию Международного детского центра «Артек». История детства в Советской стране.
- К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война: история повседневности на фронте и в тылу.
- Россия и страны БРИКС в исторической ретроспективе.
- История российских регионов как путь познания истории страны.
- Роль музеев, архивов, библиотек в сохранении историко-культурного наследия.
- Публичная история: просто о прошлом.
б) для обучающихся и выпускников программ специалитета и магистратуры:
- Отечественное антиковедение: основные вехи становления, развитие и традиции научных школ. К 300-летию СПбГУ и 270-летию МГУ имени М. В. Ломоносова.
- Отечественная медиевистика: основные вехи становления, развитие и традиции научных школ. К 300-летию СПбГУ и 270-летию МГУ имени М. В. Ломоносова.
- Политическая интрига в Новой и Новейшей истории Европы, Америки и России.
- Феномен столичности в истории России.
- Реплики Петербурга в истории регионов России.
- К 130-летию Русского музея: история музейного дела в России.
- «Выставить СССР»: Советское искусство за рубежом.
- К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Память о Великой Отечественной войне — отстоять правду Победы.
- «Забытый юбилей» и почему о нем стоит вспомнить. К 50-летию Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
- Публичная история в контексте отношений науки и общества.
Требования к оформлению работ
Формат загружаемых материалов: *.doc(x).
Общий объем работы должен быть не меньше 12 500 печатных знаков и не должен превышать 25 000 печатных знаков (учитывая пробелы, сноски, список литературы). Текст, превышающий указанное количество знаков, не проверяется, автору ставится 0 баллов по итогам отборочного этапа.
В тексте работы недопустимо наличие неправомерных заимствований. В случае их обнаружения работа снимается с конкурса, участнику выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания работ отборочного этапа
Критерии оценивания |
Максимальный балл |
Актуальность и научная новизна темы |
5 |
Знание научной литературы по теме, наличие ссылок на русскоязычные и зарубежные источники |
5 |
Последовательность и логичность изложения позиции |
10 |
Содержательность работы, глубина проведенного анализа, научная новизна, глубина, корректность выводов |
20 |
Оформление работы, ссылок, списка литературы |
5 |
Грамотность, соблюдение правил научного стиля |
5 |
Максимальная сумма баллов |
50 |
Окончательные результаты отборочного этапа Олимпиады публикуются на сайте не позднее 24.03.2025.
Заключительный этап
Расписание проведения заключительного этапа утверждается Оргкомитетом Олимпиады и размещается на сайте не позднее 05.03.2025.
Заключительный этап проходит в очной форме с применением дистанционных технологий и представляет собой публичную защиту работ, представленных на отборочном этапе.
В докладе следует раскрыть цели и задачи исследования, методы и используемые источники и историографию, должны быть описаны основные результаты работы, сформулированы обобщенные выводы (заключение).
После доклада участник Олимпиады отвечает на вопросы членов Жюри. Вопросы членов Жюри и ответы на них не должны в сумме превышать 10 минут.
Критерии оценивания защиты работы
Критерии оценивания |
Максимальный балл |
Отражение в докладе содержания работы: последовательность изложения, содержательность работы, глубина проведенного анализа, ясность аргументации, научная новизна и весомость выводов |
15 |
Преподнесение материала: ораторское мастерство, стиль изложения, стиль ведения научной дискуссии, громкость, темп речи |
10 |
Оформление презентации: использование иллюстраций в объеме, необходимом и достаточном для раскрытия темы, корректность оформления подписей к иллюстрациям, разумное соотношение текстов и иллюстративных слайдов, дизайн презентации |
10 |
Владение темой, выявленное в ходе ответов на вопросы |
15 |
Максимальная сумма баллов |
50 |
Определение победителей и призеров Олимпиады
Итоговые результаты Олимпиады определяются путем суммирования баллов, полученных участником в ходе отборочного и заключительного этапов.
Отдельно определяются результаты для двух групп участников:
- обучающихся и выпускников по программам бакалавриата, не обучающихся по программам специалитета и магистратуры и не имеющих диплом специалиста или магистра
- обучающихся и выпускников программ специалитета или магистратуры
Победителями Олимпиады считаются первые три участника из соответствующей группы, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 85 баллов.
Призерами Олимпиады считаются следующие пять участников, из соответствующей группы, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 70.
Ранжирование участников в случае равенства суммы набранных баллов осуществляется по убыванию баллов, полученных по результатам отборочного этапа.
Контактная информация
Написать координатору Олимпиады по истории: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..