Отборочный этап
Отборочный этап проходит в заочном формате в период с 15 ноября 2024 года по 18 февраля 2025 года.
Участники должны написать исследовательскую работу и представить ее через дистанционную систему проведения Олимпиады. Для доступа к системе необходимо заполнить анкету в Личном кабинете и подать заявку на участие в Олимпиаде.
После регистрации работу можно загрузить в любое время до 23:59 (по московскому времени) 18 февраля 2024 года.
Объем текста работы не должен быть менее 27 000 печатных знаков (с пробелами) и не должен превышать 45 000 печатных знаков (с пробелами), включая оглавление, таблицы, список литературы и приложение.
Исследовательская работа предполагает: анализ теоретических подходов к проблеме, актуализацию противоречий, обозначение собственной научной позиции; аргументацию суждений с помощью теоретических и/или эмпирических методов исследования; наличие выводов исследования. В том случае, если основой для представленной на конкурс работы стала бакалаврская или магистерская выпускная квалификационная работа участника, об этом необходимо указать во введении представленной на конкурс работы.
Представляемая работа не должна содержать сведений, позволяющих установить авторство работы (фамилию, имя, отчество участника, и др.). Информация об авторе не должна содержаться в свойствах представленного файла. В противном случае за работу выставляется 0 баллов.
Участники Олимпиады могут самостоятельно сформулировать тему работы отборочного этапа или выбрать среди предлагаемых тем.
Темы исследовательских работ
Для обучающихся и выпускников бакалавриата
- Охарактеризуйте сущность литературного процесса в сети Интернет на современном этапе развития общества.
- Каковы признаки литературного языка? Тождественны ли понятия «литературный язык» и «язык литературы»?
- Каковы особенности развития русского литературного языка в последние 250 лет: в области грамматики; лексики; стилистики; фонетики; графики и орфографии?
- Что можно посоветовать прочитать начинающему исследователю по выделенной вами научной проблеме в области филологии? Опишите научную проблему и приведите список литературы (не менее 10 наименований), обоснуйте ваш выбор.
- Предложите обзор (критический анализ) онлайн курсов в области филологии (включите в него не менее 3-х курсов). Какой из курсов вам показался наиболее эффективным?
- Какой из сетевых ресурсов, посвященных проблемам филологии, может быть рекомендован вами как значимый источник образования в магистратуре по филологии? Ответ обоснуйте.
Для обучающихся и выпускников специалитета и магистратуры
- Проанализируйте современный русскоязычный литературный поток и выделите его основные течения (тенденции, признаки и т.д.).
- По данным Общества русской словесности, большая часть современной молодежи не читала и не планирует читать классические литературные произведения. Какие подтверждения или опровержения этого факта вы можете привести?
- Проанализируйте одну из методик (или технологий) эффективного обучения литературному творчеству. Обоснуйте эффективность предлагаемого вами решения.
- В Стратегии научно-технологического развития России поставлена задача развития методов гуманитарных наук для решения задач, обусловленных Большими Вызовами. В чем вы видите роль гуманитарного знания в современных условиях становления высокотехнологического общества?
- Предложите критический анализ одной из научных статей по избранной вами научной проблематике в области филологии (статья должна быть опубликована не ранее 2014 года).
Требования к оформлению работ
- формат загружаемых материалов может быть выбран на усмотрение участника Олимпиады: *.doc(x)(если необходимо, использовать редактор формул Equation), *.pdf(допускается в виде отсканированных листов с текстом или решением, обязательным условием при отправке такого файла является принципиальная возможность прочтения отсканированного материала, желательно использование режима сканирования с разрешением 300 точек на дюйм).
- шрифт: Times New Roman (прямого начертания);
- кегль (размер) шрифта: 12, междустрочный интервал — 1,5;
- первая строка абзаца печатается со стандартным отступом (15-17 мм);
- поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 15 мм;
- список использованной литературы дается в строго алфавитном порядке по фамилии автора или (при отсутствии автора) по названию работы; возможно подразделение списка на печатные, интернет-источники, архивные и иные справочные материалы; алфавитный порядок в каждом из разделов сохраняется; нумерация источников сквозная; ссылки в тексте оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008;
- страницы работы нумеруются арабскими цифрами; нумерация страниц — сквозная, включая таблицы и рисунки; рисунки и таблицы должны иметь заголовки и нумерацию, если их количество более одного (одной); в случае использования материала из печатного или электронного издания должна быть ссылка на источник, который включается в список использованной литературы;
- любые цитаты должны заключаться в кавычки и сопровождаться ссылкой на источник; ссылки на использованную литературу и источники оформляются в виде пронумерованных постраничных сносок; сноски нумеруются подряд, с начала главы (сквозная нумерация); искажение текста оригинала на русском языке не допускается; перевод цитируемого текста на иностранном языке должен полностью передавать смысл цитируемого высказывания.
Критерии оценивания |
Максимальный балл |
Ясность изложения содержания |
5 |
Работа является авторской, соблюдены правила цитирования |
4 |
Цель исследования представляет академический или методический интерес |
4 |
Методология исследования ясна и логична |
4 |
Ссылки на аналитические материалы и публикации на родном и иностранном языках |
4 |
Обозначение методов исследования |
4 |
Аргументированность выводов и наличие доказательной базы (доводы, аргументы, примеры из собственного исследования или анализ кейсов) |
5 |
Потенциал результатов исследования для данной научной области |
4 |
Возможность практического применения предполагаемых результатов |
4 |
Стилистика изложения соответствует академическому или научно-публицистическому стилю |
4 |
Грамотность письменной речи |
4 |
Оформление работы соответствует требованиям (п. 3.12) |
4 |
Максимальная сумма баллов |
50 |
Максимальная сумма баллов, которую участники могут получить по результатам отборочного этапа — 50 баллов.
Окончательные результаты отборочного этапа Олимпиады публикуются на официальном портале СПбГУ в разделе, посвященном Олимпиаде (по адресу: https://psrs.spbu.ru/), не позднее 24 марта 2025 года.
Заключительный этап
Заключительный этап проходит в очной форме (с применением дистанционных технологий) и включает защиту представленной на отборочном этапе работы.
При защите участник Олимпиады выступает с докладом продолжительностью не более 10 минут. В противном случае члены Жюри имеют право прервать выступление участника. Доклад должен сопровождаться презентацией, выполненной с помощью программ или сервисов для создания презентаций (например, Microsoft PowerPoint), и, по желанию участника, также демонстрацией авторских материалов (авторских карт, графиков, диаграмм и т. п.).
В ходе защиты (в докладе, в презентации и в дополнительных материалах, используемых участником) не допускается указание сведений, позволяющих установить личность автора работы (фамилия, имя, отчество и иные сведения). В противном случае участнику будет выставлено 0 баллов по итогам заключительного этапа.
После доклада участник Олимпиады отвечает на вопросы членов Жюри.
Критерии оценивания защит
Критерии оценивания |
Максимальный балл |
I. Полнота доклада и логичность доклада |
20 баллов |
Четкость и лаконичность формулировок целей и задач исследования |
4 |
Логика теоретических предпосылок |
4 |
Четкое обозначение основных тезисов |
4 |
Четкое обозначение результатов исследования |
4 |
Согласованность целей, задач и исследовательских выводов |
4 |
II. Культура оформления презентации и/или раздаточного материала |
10 баллов |
Читаемая композиция текста на слайде или в раздаточных материалах |
2 |
Грамотность текста презентации |
2 |
Иллюстрации (таблицы, рисунки, фотографии или видео) к докладу помогают понять суть выступления |
2 |
Грамотность и выразительность речи докладчика |
2 |
Соблюдение временного регламента выступления |
2 |
III. Научный потенциал, владение темой и ведение научной дискуссии |
20 баллов |
Умение оперировать знанием современных теорий и концепций |
8 |
Умение сравнивать и оценивать различные научные подходы |
8 |
Способность к междисциплинарному мышлению, т.е. к связи своих результатов с результатами исследований в смежных областях |
4 |
Максимальная сумма баллов |
50 баллов |
Определение победителей и призеров Олимпиады
Итоговые результаты Олимпиады определяются путем суммирования баллов, полученных участником в ходе отборочного и заключительного этапов. Отдельно определяются результаты для двух групп участников:
- обучающихся и выпускников бакалавриата
- обучающихся и выпускников специалитета / магистратуры
Победителями считаются первые три участника каждой группы, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 85 баллов.
Призерами считаются следующие пять участников каждой группы, имеющие наибольшую общую сумму баллов по итогам проведения отборочного и заключительного этапов, и набравшие не менее 70 баллов.
Ранжирование участников в случае равенства суммы набранных баллов осуществляется по убыванию баллов, полученных по результатам отборочного этапа.
Контактная информация
Написать координатору Олимпиады по филологии: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..