Спрос на образование растет с каждым годом во всех сферах деятельности. Открываются корпоративные университеты, платформы онлайн обучения, перспективен рынок внешкольного образования, открытые лектории становятся частью культурной жизни образованной части общества. На рынке труда резко возрастёт спрос на образованных и творческих педагогов, готовых к новым вызовам современной реальности.

Олимпиада по предмету «Педагогика» позволит участникам поставить новые, нетривиальные вопросы, продемонстрировать свои способности не только в разработке педагогического исследования или проекта, но и в способе презентации этого материала.

 

Отборочный этап. Как и где брать темы олимпиадной работы?

  1. Отборочный этап включает представление текста исследовательской работы (описание образовательного проекта).
  2. Текст должен представлять собой описание собственного проекта или исследования в области педагогики (текущего или завершенного). Тему работы участники могут выбрать:
  • по результатам освоения онлайн-курса СПбГУ на платформе «Открытое образование» — «Современная педагогика. Как это работает»
  • сформулировать самостоятельно
  • выбрать из списка тем, предложенных методической комиссией Олимпиады. Темы публикуются на официальном портале СПбГУ в разделе, посвященном Олимпиаде

 

Требования, предъявляемые к структуре текста исследования (образовательного проекта)

Текст должен содержать следующие элементы:

  • Название
  • Оглавление
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Библиография и информационные источники
  • Приложения

 

Требования, предъявляемые к качеству текста олимпиадной работы
  1. Название должно быть проблемным, понятным, компактным.
  2. Оглавление должно отражать логическую структуру всего текста.
  3. Введение

Из текста введения должны быть понятны:

  • постановка проблемного вопроса, на решение которого направлен проект или исследование
  • ключевые понятия и их определения
  • обозначение собственной научной или профессиональной позиции
  • цель и задачи (согласованные, измеримые и достижимые)
  • исследовательская гипотеза/гипотезы (если текст носит исследовательский характер)
  • короткое описание хода и этапов исследования, нацеленного на проверку гипотезы предполагаемая выборка, способ сбора и методы обработки данных, описание кейсов
  • короткие положения и доказательства эффективности образовательного проекта (предполагаемая выборка для апробации, способ сбора данных по обратной связи, описание кейсов)
  1. Основная часть — отражаетключевые аспекты работы. В основной части нужно продемонстрировать умение:
  • Делать литературный обзор состояния проблемного поля с опорой на современные информационные и библиографические источники (текст может содержать систематизацию и определение ключевых понятий)
  • Давать характеристику предмета педагогического исследования или проектирования. Текст литературного обзора может содержать рассуждения относительно проблемного вопроса или исследуемой гипотезы; описывать методы исследования или проектирования
  • Описывать полученные результаты с опорой на критическую оценку изложенной позиции, аргументацию суждений с помощью теоретических и/или эмпирических методов исследования. Приводить в качестве аргументов анализа описание собственных кейсов
  1. Заключение

В тексте заключения отражаются основные выводы и обобщения, заявление о возможных перспективах исследования по теме работы.

  1. Библиография и информационные источники. В этом разделе нужно отразить умение соблюдать правила оформления и цитирования ссылок на первоисточники.

 

Этапы и объем олимпиадной работы

Первый этап — отборочный, заочный.

Цель первого этапа — создать текст педагогического проекта или исследования.

Проходит в период с 14.11.2019 по 28.02.2020 не позднее 23:59 (по московскому времени).

Второй этап — заключительный, очный.

Цель второго этапа — защитить текст педагогического проекта или исследования

Апрель 2020 года

 

Объем текста работы 20 000 — 60 000 печатных знаков (с пробелами), включая оглавление, таблицы, список литературы и приложения.

Приложения к основному тексту могут быть оформлены в цифровом виде (медиа контент, инфографика, облачные ресурсы и другие формы цифровых материалов, в частности с применением QR-кодов).

 

Критерии оценивания текста Олимпиадной работы на отборочном этапе

Критерии оценивания

Максимальный балл

Работа является авторской, соблюдены правила цитирования, работа удовлетворяет требованиям «антиплагиата».

4

Цель исследования представляет научный, методический интерес.

4

Формулировка цели изложена в технологии SMART

4

Ясность и последовательность изложения содержания, логичность теоретических предпосылок, глубина проработанности темы

4

Ссылки на авторитетные и актуальные аналитические материалы и публикации на русском и иностранном языках.

4

Обозначенные методы исследования валидны и надежны

4

Аргументированность выводов и наличие доказательной базы (доводы, аргументы на основе доказательного исследования).

4

Присутствует описание и анализ авторских кейсов

4

Возможность практического применения предполагаемых результатов.

4

Стилистика изложения соответствует научному или научно-публицистическому стилю. Грамотность письменной речи.

4

Работа оформлена в соответствии с правилами Олимпиады

4

Наличие приложений к работе в цифровом формате

4

Максимальная сумма баллов.

48

 

Заключительный этап. Защита текста олимпиадной работы.

Дата, время и место проведения заключительного этапа будут опубликованы на сайте олимпиады не позднее 10.03.2020.

Заключительный этап проходит в очной форме и включает защиту представленной на отборочном этапе работы.

В докладе следует рассказать о целях и задачах исследования/проекта, о методах и использованных материалах, описать основные результаты работы, сформулировать обобщённые выводы (заключение). В докладе должна быть отражена оригинальность и новизна представляемого проекта. Необходимо подготовить презентацию.

 

Критерий оценки работы на заключительном этапе

Выступление на защите оценивается по следующим критериям:

Критерии оценивания

Максимальный балл

I. Полнота и логичность доклада

18 баллов

Четкость и лаконичность формулировок целей и задач исследования в технологии SMART.

6

Ясность изложения содержания. Методология исследования ясна и логична.

4

Четкое обозначение результатов исследования, наличие доводов и аргументов

4

Согласованность целей, задач и исследовательских выводов.

4

II. Культура оформления презентации и/или раздаточного материала

10 баллов

Читаемая композиция текста на слайде или в раздаточных материалах.

2

Грамотность текста презентации.

2

Иллюстрации (таблицы, рисунки, фотографии или видео) к докладу помогают понять суть выступления.

2

Грамотность и выразительность речи докладчика. Эмоциональная подача во время презентации.

2

Соблюдение временного регламента выступления.

2

III. Научный потенциал, владение темой и ведение научной дискуссии

24 балла

Умение оперировать знанием современных теорий и концепций.

6

Сформулирован проблемный вопрос исследования.

6

Умение сравнивать и оценивать различные научные подходы.

6

Способность к междисциплинарному мышлению, т.е. к связи своих результатов с результатами исследований в смежных областях.

6

Максимальная сумма баллов

52

 

Темы Олимпиадных работ

  1. Как учат учиться в странах, занимающих верхние строчки рейтинга PISA?
  2. Устают ли отличники больше остальных?
  3. Чему и как готов учиться современный учитель?
  4. Как развивать навык конструктивного общения?
  5. Можно ли спрогнозировать сложности общения в цифровом мире?
  6. Нужно ли опасаться социальных сетей?
  7. Школа как объект ученического исследования
  8. Исследование как движение: направления, способы, цели.
  9. Анализ сетевых ресурсов, помогающих развивать навык «учиться учиться».
  10. Как понимают смысл изучения того или иного предмета учителя, родители, ученики?

  11. Развивает ли домашнее задание самостоятельность современного ученика?
  12. Право на лень или право не выбирать? Может ли существовать качественное образование без реализованного «права выбора»?
  13. Как вовлечь подростков в систему онлайн-образования и самообразования?
  14. Интернет вещей в образовании — помощь или контроль для будущего школьника?
  15. Как формирующее оценивание помогает научиться самоорганизации?
  16. Докажите или опровергните суждение о том, что «Новая грамотность» (умение читать и писать в современном информационном потоке) является одним из самых важных жизненных «навыков ХХI века».
  17. Каковы особенности читательского опыта и читательской мотивации современных молодых людей?
  18. Что представляет собой актуальный круг чтения современной молодежи? Как он отличается от круга чтения старшего поколения?
  19. Какие тексты — классические (вербальные) или «новые» (мультимедийные) перерабатываются человеком более эффективно?

  20. Каковы риски и возможности современных практик интериоризации текста (фанфикшн, скетчноутинг)? Можно выбрать одну или несколько практик
  21. Проведите исследование, которое подтвердит или опровергнет слова Д.Пеннака : «...парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом.»
  22. Сочетаются ли идеи развивающего обучения с господствующей классноурочной системой или требуют ее существенного реформирования?
  23. В какой степени прагматизм Дж. Дьюи соотносится с гуманистическими требованиями к образовательному процессу?
  24. Насколько возможно в XXI веке радикально реформировать образовательный процесс, обратившись к идеям Библера, Иллича, Дьяченко?
  25. Потенциал образовательного пространства школы
  26. Когнитивные исследования и педагогические технологии
  27. Культурные стереотипы о школе: комиксы, карикатуры, анекдот, современная литература
  28. Ньюсмейкеры и популяризация технологического образования
  29. Проблема обратной связи в современной школе

  30. Потенциал современной детской игрушки в образовательном пространстве ребенка
  31. Современная педагогика от ученых, политиков, предпринимателей или деятелей искусства: переосмысление идей и опыта (возможные примеры: Р. Фейнмана, Г. Греф, Р. Бренсон, Д. Быков, Б. Эйфман и др.)
  32. Навык рефлексии как образовательная задача
  33. Половое воспитание детей
  34. Театр практика как метод развития «мягких навыков»
  35. Означают ли новые идеи в дидактике неизбежность отказа от идей дидактики классической?
  36. Народная мудрость гласит: «Ученья труд — горек, но плоды его сладки». Можете ли вы согласиться с этим утверждением. Обоснуйте свою позицию, используя все инструменты доказательности
  37. Какие педагогические или «около педагогические практики» имело бы смысл популяризировать в обществе? Проект.
  38. В каких педагогических практиках нуждается сегодняшнее сообщество? Исследование.
  39. Какую школу (учителя) сегодняшние родители считают хорошей (-им)? Исследование.

  40. Как измениться школа через 10 лет? Станет ли онлайн образование массовым? (аргументированный прогноз)
  41. Что должен сделать педагог-ученый, чтобы его можно было причислить к звездам современной педагогики? Предложите обоснованную версию.
  42. Современная педагогика в зеркале прессы. Обзор и объяснение основных тенденций.
  43. Почему дети переходят на семейное образование?
  44. Каким видят школьники современного учителя?
  45. Как меняется отношение людей к школе с возрастом?
  46. В каких знаниях нуждаются современные родители?
  47. Какие из педагогических идей XIX века актуальны и сегодня?
  48. Какое образование можно сегодня назвать альтернативным?
  49. Национальные системы школьного оценивания

  50. Научная деятельность и университет глазами студентов: преграды и точки роста
  51. Индивидуализация и социализация: проблема формирования навыков коммуникации у одаренных детей
  52. Мобильный телефон как источник исследовательских практик
  53. Педагогические особенности групповой исследовательской работы
  54. Влияние доступности информации на мотивацию школьника-исследователя
  55. Есть ли в современных учебниках исследовательские задания?
  56. С помощью каких упражнений можно развить научную интуицию школьника?
  57. Что такое «профессиональное развитие» учителя и какую модель развития можно предложить современной школе?
  58. Нужен ли молодому специалисту – педагогу тьютор (наставник) и как это может выглядеть в реальной практике? 
  59. Что такое «бренд» школы? И нужно ли создавать и развивать «бренд» образовательной организации?

  60. Искусственный интеллект и педагогика будущего.